Долгая ежедневная дорога до работы сулит множество отрицательных последствий для вашего здоровья и даже благополучия вашей семьи. Но у дальних путешествий есть и важные плюсы, выяснил обозреватель BBC Capital.
Ненавидите дорогу до работы? Вы просто не умеете ее использовать
Thinkstock

У Джессики Патч было много причин принять заманчивое предложение о трудоустройстве от компании в Сан-Франциско (США). Конечно, работа предстояла непростая, но женщина понимала, что дополнительные деньги будут очень кстати для оплаты дорогостоящего лечения бесплодия.

 

Впрочем, доставались они ей высокой ценой: расстояние от дома до офиса составляло почти 90 километров, и иногда Патч проводила в машине до четырех часов в день.

 

Чтобы убить время, она слушала подкасты и терапевтическую передачу спутниковой радиостанции, принадлежащей известной американской телеведущей Опре Уинфри, в надежде справиться со стрессом, но, по ее словам, напряжение, связанное с долгой дорогой, в дополнение к утомительному рабочему дню "оказало разрушительное действие на организм".

 

У 35-летней Патч появились проблемы с желудком, связанные со стрессом, началась депрессия, а от долгого сидения за рулем развилось защемление седалищного нерва. Какие уж тут попытки забеременеть!

 

Через девять месяцев она уволилась с работы и стала брать разовые заказы в области дизайна и фотографии, которые она могла выполнять из дому, пусть и за меньшую плату. В октябре у нее родится первый ребенок.

 

Это далеко не единственный пример отрицательных последствий долгой дороги до работы.

 

"Долгая дорога до работы вызывает стресс, а стресс имеет целый ряд отрицательных последствий для здоровья", - констатирует английский писатель Иэн Гейтли, автор книги "Час пик, или Как 500 миллионов человек выносят ежедневную дорогу до работы и обратно".

 

"Наверное, многим из нас приходилось сталкиваться с этим всепоглощающим чувством беспомощности в дороге, когда поезд задерживается или машина попадает в пробку, и с этим ничего нельзя поделать".

 

Но действительно ли дорога так ужасно сказывается на нашем самочувствии?

 

Исследования, проведенные в самых разных странах, от Ганы до Германии, показывают, что увеличение расстояния от дома до работы может привести к "выгоранию", ухудшению сна, социальной изоляции и даже к появлению эмоциональных проблем у детей, родители которых проводят слишком много времени в дороге.

Анализ результатов Американского исследования использования времени, проведенного в США, позволяет еще точнее определить количественные характеристики этих последствий: "каждая минута, проведенная в дороге, означает сокращение продолжительности физических упражнений на 0,0257 минуты, приготовления пищи - на 0,0387 минуты и сна - на 0,2205 минуты".

Так что, к примеру, в масштабах года, проводя в дороге 15 часов в неделю в течение 50 недель, человек лишается примерно получаса сна в день.

 

Однако авторы более поздних исследований смело заявляют о том, что дорога до работы, на самом деле, может стать очень важным буфером между работой и личной жизнью.

 

Конечно, есть проблема, которая не дает нам воспользоваться всеми преимуществами этой дороги, и эта проблема - в нас самих.

 

Возможно ли, что мы просто не употребляем время в пути так, как следует?

 

Дорожный план

 

В начале этого года группа ученых из разных стран провела исследование среди 225 сотрудников крупной медиакомпании в Лондоне и установила, что чем больше времени они проводят в дороге, тем меньше радости и эмоционального удовлетворения они получают от работы.

 

Однако эта обратная пропорция между продолжительностью дороги и удовлетворением от работы отсутствовала у людей, показавших более высокие результаты в отношении самоконтроля.

 

По словам Йона Якимовича, аспиранта Колумбийской школы бизнеса в Нью-Йорке (США) и одного из авторов доклада "Дорожный план", дальнейшие исследования в Америке и Европе показали, что "люди с более высокими показателями самоконтроля чаще занимаются планированием достижения целей по дороге на работу".

 

Таким образом, простое действие - мысленное планирование по пути на работу - существенно меняет ситуацию.

 

Утром по дороге в офис люди, способные себя контролировать, могут задавать себе ряд вопросов, например: "Что мне сегодня нужно сделать? Как это соотносится с моими планами на неделю? И будет ли это способствовать достижению моих карьерных целей?"

 

Судя по результатам этого исследования, люди, которые ежедневно по дороге на работу уделяют несколько минут такому планированию, психологически и по времени лучше подготовлены к переходу от роли отца, матери, соседа по квартире, которую они играют дома, к своей рабочей функции начальника, подчиненного или коллеги.

 

Следовательно, эти люди реже жалуются на стресс или потерю интереса к работе в связи с переутомлением.

 

И хотя людям с высоким уровнем самоконтроля это удается естественным образом, Якимович убежден, что эта стратегия доступна всем.

 

Уход в себя - это ошибка

 

Те, кто ездит на работу не за рулем, могут использовать это время, чтобы почитать, проверить почту или подремать, но, оказывается, замкнутость и необщительность, которые мы проявляем в общественном транспорте, могут иметь пагубные последствия.

 

Почему? Дорога на общественном транспорте обычно занимает гораздо больше времени, чем на личном.

 

К примеру, по данным Государственного статистического ведомства Канады, в общественном транспорте люди находятся на 81% (то есть на 41 минуту в день) дольше, чем в машине.

 

К тому же они подвергаются дополнительному стрессу в связи с тем, что находятся в толпе.

 

В большинстве социальных ситуаций мы не подпускаем людей ближе, чем на расстояние вытянутой руки, но в общественном транспорте нарушаются практически все нормы социального взаимодействия.

 

В книге "Час пик" Гейтли пишет о том, что люди часто путешествуют в таких условиях, которые были бы признаны негуманными даже для перевозки скота - особенно в таких городах, как Токио, Пекин и Москва, чьи транспортные системы занимают ведущие места в мире по степени загруженности.

 

Почему же тогда большинство людей мирятся с вторжением посторонних в свое личное пространство?

Мы воспринимаем людей не совсем как людей, - поясняет Гейтли, - скорее, мы воспринимаем их как предметы обстановки, и это позволяет нам находиться рядом, не вступая в общение, как мы сделали бы в обычных обстоятельствах.

Может быть, такая стратегия и позволяет нам лучше переносить скученность, но результаты исследований свидетельствуют о том, что здесь кроется одна из причин стресса, связанного с дорогой.

 

Николас Эпли, преподаватель поведенческих наук в Чикагском университете (США), утверждает, что в поездах и автобусах по всему миру каждое утро можно наблюдать социальный парадокс: люди ошибочно пытаются уйти в себя.

 

"Люди обычно думают, что остальные не такие общительные, и им будет неприятно, если с ними попытаться завязать беседу, но в этом они ошибаются", - убежден Эпли.

Наши эксперименты показали, что самое неприятное в дороге - то чувство неудовлетворенности, о котором упоминается почти в каждом исследовании, - можно побороть, если просто поговорить с незнакомцем.

По словам Эпли, люди - весьма социальные создания, которых постоянно тянет поговорить, но которые при этом недооценивают, насколько интересными они могут быть для собеседника.

 

Среднестатистический участник недавнего исследования, проведенного в общественном транспорте в Чикаго, уверен, что поддержать беседу с ним будут готовы только 40% пассажиров. На самом деле этот показатель составляет 100%.

 

Эпли предлагает начинать разговор с комплимента или комментария и утверждает, что, судя по результатам его исследований, "удивительно, несколько удовлетворенее чувствовали бы себя и экстраверты, и интроверты, если бы чуть больше проявляли общительность".

 

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Capital.