Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) заработала 6,3 млрд рублей чистой прибыли по итогам 2015 года, следует из данных СПАРК. В 2014-м убыток компании превышал 2,8 млрд рублей, выручка ВГТРК тогда составляла 31,9 млрд рублей. В этом году, несмотря на резкий рост прибыли, выручка снизилась более чем на 15% — до 26,6 млрд рублей.
«Матч ТВ» помог ВГТРК поправить финансовое положение
Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Представитель ВГТРК отказался комментировать финансовые показатели компании и причины резкого скачка прибыли.

 

ВГТРК — крупнейший медиахолдинг в России. Он на 100% принадлежит правительству страны и образован в форме унитарного предприятия (ФГУПа). ВГТРК управляет телеканалами «Россия 1», «Россия К», «Россия 24», «РТР-Планета», российский «Евроньюс» и «Карусель» (пополам с «Первым каналом»), радиостанциями «Радио России», «ВестиFM», «Маяк», «Радио Культура», «Юность FM», а также порталом vesti.ru и другими медиактивами.

 

Деятельность ВГТРК ежегодно финансирует государство: по подсчетам Forbes, в 2015 году компания получила дотации на сумму 24,8 млрд рублей, в 2016-м – 22,6 млрд руб (данные реестра субсидий федерального бюджета).

 

Основной коммерческий доход ВГТРК получает от рекламы, но резкий рост прибыли с рекламной выручкой не связан, уверены аналитики. На показателе скорее могла сказаться продажа в 2015 году «Газпром медиа-холдингу» эфирной частоты «России 2» для запуска спортивного телеканала «Матч ТВ». Сумма сделки составила 9,4 млрд рублей, следует из отчетности «НТВ Плюс» (входит в «Газпром медиа»). Представитель холдинга отказался от комментариев.

 

Скорей всего, рост прибыли ВГТРК связан с продажей частоты «России 2», говорит co-директор по корпоративным финансам UBS Александр Сегаль. «Прогноз по рынку рекламы на 2015-2016 годы был отрицательным, потому доходы от нее у ВГТРК не могли так резко вырасти», — объясняет аналитик.

 

По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2015 году объем рынка телерекламы сократился на 14% по сравнению с прошлым годом — до 136,7 млрд рублей.

 

Вряд ли на рост прибыли ВГТРК повлияли доходы от рекламы, соглашается аналитик ФК «Открытие капитал» Александр Венгранович. «Рекламные тренды отражаются в выручке, а она довольно сильно упала. Такой рост прибыли при падающей выручке – это странно. Убыток, наоборот, должен был вырасти», — говорит он. По словам аналитика, падение выручки вероятно связано с тем, что доля аудитории ВГТРК сокращалась, а на рост прибыли могла повлиять продажа эфирной частоты «Газпром медиа-холдингу».

 

ВГТРК могла заработать не только на сделке, но и за счет сокращения издержек. Телерадиокомпания сократила всех сотрудников спортивного телеканала «Россия 2» (бывший «Спорт»). «Ведомости» писали, что на ликвидированном телеканале работало около 400 человек. Часть из них потом перешли на «Матч ТВ».

 

Венгранович отмечает, что на резком  росте прибыли могло сказаться и сокращение затрат на персонал, закупку контента и так далее. Но расходы на контент для всех остальных телеканалов ВГТРК, скорей всего, только росли в связи с девальвацией, добавляет он.По итогам 2014 года, ВГТРК показала убыток впервые с 2000 года, отмечали «Ведомости» со ссылкой на данные «Интерфакса».

 

«Матч ТВ» начал вещание в ноябре 2015 года. О создании нового спортивного телеканала на базе существовавшего «Спорт Плюс» впервые объявили 2 июня 2015 года на заседании Госсовета по развитию физической культуры и спорта. Через месяц президент Владимир Путин поручил ВГТРК передать «Газмпром медиа-холдинг» частоту для вещания канала, а еще спустя несколько недель подписал указ, о наделении «Матч ТВ» статусом обязательного общедоступного телеканала. То есть все кабельные и спутниковые операторы обязаны безвозмездно распространять его в своих сетях.

 

Председатель правления «Газпром-медиа» Дмитрий Чернышенко говорил тогда, что телеканал должен выйти на операционную прибыль через три года после запуска. По данным СПАРК, в 2015 году выручка Матч ТВ (ООО «Национальный спортивный телеканал») составила 785,8 млн рублей, чистый убыток 1,2 млрд рублей. В 2016 году «Матч ТВ» получил из бюджета субсидию объемом 775,8 млн рублей на вещание в городах и селах с населением менее 100 тыс. человек.