Президент Владимир Путин объявил о том, что необходимо построить мост через Керченский пролив сразу после присоединения Крыма к России в 2014 году. Самый дорогой в стране, он свяжет полуостров с населением около 2 млн человек с материком.
Крыму в дар: как строят самый длинный и дорогой мост в России
Константин Саломатин для Forbes

Уже больше двух лет регион отрезан от «большой земли»: сухопутное сообщение с Украиной приостановлено, попасть в республику можно лишь самолетом или морем через Керченскую переправу, пропускная способность которой ограничена.

 

Акватория пролива, где идет строительство, – территория с тяжелой геологией: грунты, на которые будет опираться мост находятся на глубине 60 м. Мост будет не только самым длинным в России (19 км), но и самым сложным с инженерной точки зрения.

 

Пока Крым с материком соединен рабочими мостами. На их создание ушло около 1 млрд рублей. Всего на временную инфраструктуру потратят 22 млрд рублей.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Мост растет не в длину — от берега к берегу, а вверх. Строительство идет одновременно на восьми участках: в проливе, на косе Тузла, со стороны Тамани и Керчи.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Предыдущая попытка соединить Краснодарский край и Крым закончилась неудачно: построенный в 1944 году мост снесло ледоходом. 

 

На этот раз правительство почти 10 месяцев выбирало, кому поручить строительство, в числе возможных подрядчиков назывались крупнейшие российские компании, например, «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко и даже «Спецстрой России», сорвавший сроки строительства космодрома Восточный. Оценка стоимости и конфигурация моста не раз менялись: эксперты выбирали строить мост или тоннель, цена тогда колебалась от 100 до 300 млрд рублей.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

В итоге генподрядчиком назначили «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга и установили «жесткую цену» – 212,5 млрд рублей (в ценах IV квартала 2015 года). В феврале 2016-го экспертиза окончательно утвердила проект, а весной началось строительство.

 

В строительстве участвует 20 российских компаний. Крупнейший субподрядчик — «Мостотрест» (контролируют структуры НПФ «Благосостояние»), у него контракт почти на 97 млрд рублей.

 

Среди субподрядчиков — «Мостоотряд №75»,  «КраснодарГазСтрой» (входит в СГМ), «Мостдорстрой», «КБК-Групп», новосибирская «Фирма ДЕКО»,«ГидроПромСтрой» и петербургская компания «Карст», акционеры которой формально зарегистрированы в Германии.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Автомобильная часть моста будет состоять из 287 пролетов, железнодорожная — из 307. Рабочее движение откроют в конце 2018 года, а железнодорожную часть достроят в декабре 2019 года. 

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Строители забьют в грунт более 7000 свай, на которых будут держаться опоры моста. У берегов используются буронабивные сваи, а в акватории пролива — участке со сложной геологией — свыше 5500 тысяч стальных трубчатых свай.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

На сооружение пролетов Керченского моста уйдет 250 000 т металла. Этим летом на стройку привезут 12 000 т.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Сейчас мост строят 2500 человек. На пике строительства их число вырастет до 5500.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Газосварщик получает в среднем 35 000 рублей.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Средняя зарплата монтажника на строительстве Керченского моста — 30 000 рублей.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Мост от Таманского полуострова пройдет по 5-километровой дамбе и через остров Тузла, пересечет пролив, огибая мыс Ак-Бурун с севера.

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Проект Керченского моста разрабатывал санкт-петербургский «Институт Гипростроймост — Санкт-Петербург» с более чем 50-летним опытом проектирования подобных объектов. Выбирал субподрядчика «Стройгазмонтаж» без открытого конкурса. В апреле компания раскрыла сумму контракта: проект стоил 3,3 млрд рублей. Все расходы на проектирование, изыскательские работы, создание рабочей документации и т.д. превышают 9 млрд руб. Подрядчиком по большинству из них также будет «Гипростроймост».

 

Фото Константина Саломатина для Forbes

 

Автомобильная часть моста будет четырехполосной с максимальной скоростью движения 120 км/ч. Ее пропускная способность составит до 40 тыс. автомобилей в сутки и 14 млн пассажиров в год. Поезда смогут двигаться по железнодорожной части моста со скоростью 160 км/ч. Железная дорога будет двухпутной, по ней будет проходить 47 пар поездов в сутки и доставляться до 13 млн т грузов в год.

 

Суда, курсирующие по Керченскому проливу, будут проходить под мостом: для этого предусмотрена специальная судоходная арка высотой 35 м и длиной 227 м.