Компании завершили присоединение к убыткам.
Страховщики охладели к ОСАГО
Олег Харсеев / Коммерсантъ

Вчера истек срок подключения страховых компаний к системе агентских продаж Российского союза автостраховщиков (РСА) в шести проблемных регионаx (Краснодарский край, Ростовская, Мурманская, Челябинская, Волгоградская и Ивановская области). Соглашение о едином агенте запущено с 1 июня этого года для устранения дефицита полисов на убыточных для компаний территориях.

 

Как следует из материалов РСА «О ходе реализации приоритетных направлений деятельности союза по обеспечению доступности услуг по ОСАГО» (есть в распоряжении “Ъ”), члены союза были обязаны присоединиться к соглашению до 25 июля. За неприсоединение страховщика ожидает штраф от союза в размере 500 тыс. руб. или исключение из РСА. Между тем по закону об ОСАГО исключение из профобъединения означает автоматический отзыв Центробанком лицензии на «автогражданку».

 

Согласно соглашению, на этих шести территориях компании должны довести свою долю ОСАГО до общестранового показателя и на основе агентских соглашений продавать полисы друг друга. Для того чтобы снизить нагрузку на лидера рынка — «Росгосстрах», президиум РСА обсуждает установление верхней границы в 20% по доле в убыточных регионах. По данным РСА, по итогам первого полугодия 2016 года на компанию приходится 26,5% рынка ОСАГО (30,3 млрд руб. сборов и 31,3 млрд руб. выплат).

 

Представители «Росгосстраха» на президиуме РСА на прошлой неделе заявили о намерении не присоединяться к системе единого агента из-за нежелания и дальше увеличивать свою долю в проблемных регионах. Такая позиция страховщика чуть не стала причиной раскола на рынке: другие крупные игроки недоумевали, почему им в таком случае приходится присоединяться к системе. Лидер рынка распространил заявление о присоединении к соглашению лишь под вечер понедельника. «Мы уверены, что “Единый агент” — это правильный и важный шаг на пути преодоления кризиса на рынке ОСАГО»,— говорится в сообщении «Росгосстраха».

 

 

Еще одним игроком, отказавшимся на прошлой неделе разделить с рынком убытки по ОСАГО, стало «ВТБ Страхование». По итогам полугодия 2016 года эта компания занимает 44-е место по сборам — 185 млн руб. (выплаты — 130,1 млн руб.). Компания по состоянию на 21:00 мск не сообщила о присоединении к соглашению РСА. «“ВТБ Страхование” направило запрос в РСА об уточнении деталей предполагаемого агентского соглашения, однако пока не получила ответа»,— сообщили “Ъ” в компании. Там признают, что никогда не были активным игроком на рынке. «Собственная сеть продаж, особенно в регионах, никогда не являлась для нас значимой с точки зрения объемов. Доля ОСАГО в нашем портфеле составляет всего 0,5%»,— говорят в компании.

 

Всего, как следует из материалов РСА, «не намерены присоединяться к соглашению в связи с уходом с рынка» восемь игроков. Большинство из них уже куплены действующими компаниями и проходят процедуру слияния, например, ЖАСО и СК «Транснефть» вливаются в СОГАЗ, «БИН Страхование» — в ВСК, МСК — в «ВТБ Страхование».

 

Особняком среди уходящих стоит «Уралсиб», который является самостоятельным игроком. По итогам полугодия компания занимает 13-е место по сборам ОСАГО — 1,5 млрд руб. (выплаты — 1,8 млрд руб.), на компанию приходится 1,3% доли ОСАГО в стране. Как сообщили “Ъ” в «Уралсибе», «ОСАГО не является целевым сегментом, и поэтому группа не планирует присоединяться к новым объединениям». О судьбе клиентского портфеля — будет ли он передан другому действующему страховщику, как это сделано компанией «Альянс», отказавшейся от ОСАГО в этом месяце,— пока ничего не известно. В любом случае, если компания не справится с долгами перед клиентами ОСАГО или не передаст клиентов другому участнику рынка, для погашения обязательств будут использованы компенсационные фонды РСА, в которых сейчас порядка 12 млрд руб.

 

По данным РСА, по итогам первого полугодия 2016 года средняя выплата в стране составила 67,6 тыс. руб. (рост на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в то время как средняя премия выросла лишь на 4% (до 6 тыс. руб.). Таким образом, ОСАГО теряет свою прежнюю привлекательность для страховщиков, и это вынуждает их пересматривать свои рыночные стратегии.

 

Татьяна Гришина