Один из крупнейших российских продавцов одежды Sela до конца 2017 года рассчитывает почти вдвое увеличить число своих магазинов.
До конца 2017 года Sela планирует открыть 250 магазинов
Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Несмотря на то что отказ от покупок одежды остается основным способом экономии россиян, компания хочет воспользоваться сговорчивостью арендодателей и нарастить долю рынка, пока ее конкуренты закрывают магазины.

 

Как рассказал "Ъ" основатель и президент Sela Борис Остроброд, если на начало года в сеть входило 140 собственных объектов, то в середине лета их число выросло до 165.

До конца этого года дойдем до 190 магазинов, а в следующем до 250,— обещает господин Остроброд.

Открытие одного объекта на 300 кв. м обходится компании примерно в $150 тыс., таким образом, совокупные инвестиции в этом году составят около $7,5 млн, а в следующем — еще $9 млн. Развитие происходит в основном за счет собственных средств компании.

 

Сейчас на рынке много свободных площадок с хорошим трафиком говорит Борис Остроброд. В Москве, по данным JLL, доля вакантных площадей в торговых центрах составляет 8%. В некоторых региональных объектах она достигает 15-30%, сообщали ранее в Cushman & Wakefield.

Сложная экономическая ситуация заставляет владельцев торговых центров быть более сговорчивыми — можно заключить договор аренды уже не на 25% от оборота, а на 10-15% в зависимости от покупательского трафика, что более выгодно для ритейлеров,— рассказывает президент Sela.

Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает обоснованной для Sela стратегию органического роста, построенного на быстром открытии магазинов и частичном замещении франчайзинговых объектов:

Пока ставки в торговых центрах снижаются, а арендодатели готовы идти навстречу, нужно этим пользоваться.

Но, признает он, планы Sela по росту числа магазинов на 50 объектов в 2016 году чреваты снижением финансовой устойчивости ритейлера в связи с необходимостью инвестировать в развитие и возможным увеличением числа низкорентабельных или убыточных магазинов.

 

Sela в 2015 году по объему собственных продаж занимала 28-е место в рейтинге крупнейших одежных сетей в России по версии Infoline (без учета продавцов обуви и спортивных товаров): выручка составила около 4,6 млрд руб. В 2016 году Infoline ожидает, что продажи Sela вырастут на 35-40%.

 

Конкуренты Sela, в свою очередь, идут по пути сокращения числа магазинов и сворачивания планов по развитию. Так, за 2015 год сеть Kira Plastinina сократила число своих магазинов с 279 (данные на осень 2014 года) до 188 объектов (на конец 2015 года), из которых 66 работали по франчайзингу, сообщал ранее "Ъ". В перспективе ритейлер намерен снизить число магазинов до 100, отдав их в управление партнерам. Из одежных ритейлеров наиболее активно в 2015 году сокращали количество объектов Zolla (закрыто 62 объекта), Oodji (70 объектов), Incity (36 объектов), рассказал господин Бурмистров.

 

Об отказе от агрессивного развития в ближайшую пару лет осенью прошлого года заявлял также гендиректор ритейлера Modis Андрей Котов. В этом году в планах компании открыть лишь нескольких объектов, рассказал ее директор по продажам Алексей Пролыгин.

В нашем фокусе сейчас не экстенсивное развитие сети, а операционная эффективность существующих 120 магазинов,— пояснил он.

Пока Modis фиксирует незначительный рост среднего чека и трафика и фрагментарное восстановление спроса: какие-то товарные группы растут активно, какие-то, наоборот, показывают стагнацию.

 

Отказ от покупки новой одежды остается одним из основных способов экономии — его выбрали 63% россиян, свидетельствуют данные Nielsen за второй квартал 2016 года. О планах продолжить экономить на одежде, когда экономические условия улучшатся, заявили 17% респондентов. В связи с этим продажи одежды в денежном выражении в первом полугодии снизились более чем на 3%, до 1,36 трлн руб., объем рынка в натуральном выражении упал почти на 23%, подсчитали в Infoline. По ее прогнозам, в 2016 году рынок в денежном выражении в лучшем случае останется на уровне 2015 года — 2,6 трлн руб., в натуральном же снизится не менее чем на 20%.