Адаптироваться к внешним изменениям наши предприниматели умеют чуть ли не лучше всех в мире, показал опрос Grant Thornton.
Что необходимо российскому малому бизнесу для роста
Евгений Переверзев / Коммерсантъ

Компания Grant Thornton International опросила 2000 руководителей компаний в 36 странах, включая Россию. И оказалось, что российские предприниматели смотрят на перспективы развития бизнеса иначе, чем их коллеги за рубежом. Почти половина предпринимателей во всем мире считают главными источниками роста на ближайшие 10 лет развитие корпоративной культуры (47%) и правильное стратегическое планирование (44%). 35% опрошенных видят залог развития в устойчивости и стабильности бизнеса, а 25% – в экспертизе в «цифровой экономике».

 

 

По мнению же российских предпринимателей, самое важное для развития – стабильность бизнеса. Так считают 60% опрошенных бизнесменов. А 48% убеждены, что для роста важнейшим является правильное стратегическое планирование.

 

Для дальнейшего роста бизнесу нужны четкие и непротиворечивые правила, тогда и устойчивость бизнеса к внешним и внутренним рискам вырастет, говорит вице-президент ФБК «Грант Торнтон» в России Ирина Сухова. Проблема в том, что российские предприниматели каждый день сталкиваются с новыми трудностями, с изменившимися условиями ведения бизнеса, объясняет она. Планировать бывает так сложно, что средний бизнес все чаще прибегает к помощи внешних консультантов для разработки долгосрочной стратегии.

 

Бремя неопределенности

 

Устойчивость означает прежде всего длительный горизонт планирования, говорит основатель и гендиректор небольшой IT-компании Mindbox Иван Боровиков. Сегодня трудно предсказать, что будет через два-три года, поэтому все расчеты прибылей и затрат априори неточны.

Мы закупаем компьютеры и программное обеспечение у иностранных компаний, контракты долгосрочные. Но затраты на оборудование зависят от курсов валют, которые невозможно предсказать, – объясняет он.

Сейчас, добавляет Боровиков, горизонт планирования в Mindbox составляет всего полгода, а надо планировать хотя бы на год, чтобы быть уверенным в окупаемости затрат.

 

На краткосрочность планирования жалуется и сооснователь компании IronStar Владимир Волошин. Компания организует любительские соревнования по триатлону. По словам Волошина, у компании есть пятилетний план, включающий спортивные мероприятия, под которые подбираются потенциальные спонсоры и инвесторы. Но его приходится корректировать. Сначала бизнес IronStar поддержало непредвиденное падение турпотока в Египет и Турцию. «Наша аудитория выросла», – рассказывает он. Теперь предприниматель ждет, скажется ли на бизнесе возобновление туристических поездок в Турцию.

 

 

Производитель энергетического мармелада «Энерджи фуд рус» (бренд Megaday), как и многие другие российские производители, выиграл от продовольственного эмбарго 2014 г. и девальвации рубля. После введения санкций импортные энергетические напитки выросли в цене в 1,5 раза и сократился поток импортного мармелада, рассказывает совладелец компании Даниил Сергунин. Российские производители мармелада увеличили объемы. В первом полугодии 2016 г. «Энерджи фуд рус» увеличила производство мармелада более чем вдвое по сравнению с тем же периодом 2015 г.

 

По словам Сергунина, нынешние трудности компании связаны в основном с изменениями в законах. Недавно, например, вспоминает он, были внесены изменения по отсрочкам платежа. Если раньше для продукции, подобной той, что производит «Энерджи фуд рус» (срок годности энергетического мармелада составляет 12 месяцев), давалась отсрочка платежа в 45 дней, то теперь только в 40 дней. Разница небольшая, но даже такое незначительное изменение создает массу организационных проблем.

Мы сейчас переделываем огромное количество договоров, – говорит Сергунин.

Читать далее