Правительство распределило 200 млн рублей по другим направлениям.
Крымские туристы остались без субсидий
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Правительство скорректировало программу субсидирования региональных авиаперевозок. Для развития внутреннего туризма будут в целом на 200 млн руб. дополнительно дотироваться полеты из Санкт-Петербурга, Минеральных Вод и Республики Алтай, хотя ранее в этот список планировалось включить и Симферополь.

 

Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о распределении дополнительных субсидий в авиатранспортной отрасли. В его рамках авиакомпании, заключившие договор с Росавиацией, развивают маршрутную сеть, «раскатывая» направления с малым пассажиропотоком (до 10 тыс. человек в год для Дальневосточного ФО, до 8 тыс. человек — для остальных округов). В правительстве решили обновить перечень труднодоступных пунктов назначения, включив в него четыре города в Сибири, а также 12 городов Дальнего Востока.

 

Но параллельно в постановлении определен перечень из 19 туристических маршрутов, сформированный совместно с Минкультом, в рамках которого будут введены дополнительные рейсы из Санкт-Петербурга, Минеральных Вод и Горно-Алтайска. В то же время из списка маршрутов исчез Симферополь, а также не вошли предлагавшиеся Сочи, Анапа и Камчатский край. Для полетов в Крым, впрочем, действует другая программа субсидий, которая распространяется на полеты малообеспеченных слоев населения из 58 городов России с мая по ноябрь.

 

Всего на поддержку туристических маршрутов будет выделено 200 млн руб. при предполагаемом объеме перевозок порядка 20 тыс. пассажиров. Вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин заявил “Ъ”, что это первый этап развития внутрироссийского туризма с использованием госсубсидий, и в дальнейшем для этих целей будет разработана отдельная стратегия. Так, на 2017 год готовится новый пакет предложений с участием российских туроператоров.

 

В 2015 году в России было пять программ господдержки региональных и местных авиаперевозок: на Дальнем Востоке, в Калининградской области, Поволжье, Сибири и Крыму. В 2016 году на эти цели предусмотрено около 9 млрд руб., как и годом ранее, когда было перевезено около 1,7 млн льготных пассажиров из общего пассажиропотока 93 млн человек.

 

Правительство решило снизить минимальный тариф на перевозку, чтобы стимулировать авиакомпании использовать госсубсидии и привлекать пассажиров. Минимальный размер (на расстояние до 200 км) составит 2017 руб. в одном направлении, а максимальный — 5640 руб. (полет более 900 км). Кроме того, авиакомпании смогут самостоятельно изыскивать средства финансирования не менее 50% стоимости перевозки. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний, принимающих участие в программе, пояснил, что до сих пор для участия в проекте требовалось заключить договор с регионом о предоставлении перевозчику субсидии. Однако многие регионы ссылались на отсутствие средств. В результате авиакомпания была «очень ограничена в выборе субсидируемых маршрутов». Новые условия позволят привлечь деньги, например, региональных аэропортов, которые уже выражали готовность предоставить собственные средства ради увеличения пассажиропотока, отмечает собеседник “Ъ”.

 

Кроме того, Росавиация разрешила участвовать в программе перевозчикам с «перспективными» российскими самолетами ТВС-2МС (модификация Ан-2) и Ил-114. До сих пор Росавиация отдавала предпочтение компаниям, эксплуатировавшим российские суда типа Ан-148, Ан-140, SSJ 100. Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний отмечает, что, несмотря на выделение субсидий, перевозчикам требуются значительные усилия для рентабельной организации своей работы. «Основные затраты связаны с закупкой топлива и оплатой авансом аэропортовых сборов»,— говорит собеседник “Ъ”.

 

Исполнительный директор «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что при неизменном объеме бюджетных ассигнований новая схема должна позволить охватить наибольшее количество направлений и тем самым позитивно повлиять на развитие маршрутной сети региональных перевозок, повысив авиационную подвижность. Эксперт отметил, что в условиях дефицита бюджетных средств самостоятельное привлечение финансирования остается пока единственной возможностью поддержать программу.