Стремление авиакомпаний получить максимальную прибыль в высокий летний сезон ставит под угрозу регулярность рейсов.
«ВИМ-авиа» дали неделю на устранение задержек рейсов
Александр Щербак / Коммерсантъ

Так, "ВИМ-авиа", увеличившая маршрутную сеть в расчете на поставки новых самолетов, но так и не получившая их, начала допускать многочасовые задержки на рейсах в Симферополь, Благовещенск, Петербург и Болгарию. Росавиация дала "ВИМ-авиа" неделю на исправление ситуации, в противном случае компании могут запретить чартерные перевозки.

 

Вчера "ВИМ-авиа" отменила сразу шесть рейсов на вылет из Симферополя, а пять ее самолетов вылетели в Москву в первой половине дня с задержкой от двух с половиной до восьми часов, еще пять рейсов также были задержаны, судя по данным онлайн-табло аэропорта. Это не первые проблемы с рейсами "ВИМ-авиа". За несколько дней компания допустила целый ряд многочасовых задержек (некоторые — например, из Петербурга в Бургас и Варну,— более чем на сутки). В июле ее рейсы из Пулково каждый день откладывались на пять и более часов. Аналогичная ситуация сложилась в Благовещенске, областные власти уже направили запрос в адрес гендиректора "ВИМ-авиа" с просьбой пояснить причины и рассказать о мерах исправления ситуации.

 

В Минтрансе отметили, что из-за задержек пассажиры из Благовещенска опаздывают на стыковочные рейсы. Вчера самолет "ВИМ-авиа", прилетев из Москвы в Благовещенск с опозданием более чем на сутки, не вместил всех пассажиров из-за объединения двух рейсов, и 17 человек полетят рейсом в четверг.

 

"ВИМ-авиа" выполняет регулярные и чартерные рейсы из Домодедово по 24 направлениям. По данным kartoteka.ru, на середину 2015 года 80% компании принадлежало супругам Рашиду (1%) и Светлане (79%) Мурсекаевым, 20% — лихтенштейнскому фонду "Геркулес Партнерс". По данным russianplanes.net, в парке 15 самолетов, но летают 12. Выручка в 2014 году по РСБУ — 12,6 млрд руб., чистая прибыль — 39 млн руб. Краткосрочные обязательства — 13,1 млрд руб., долгосрочные — 8,3 млрд руб. За январь--май перевезла 525 тыс. пассажиров (9-е место в РФ). По данным Росавиации, доля отложенных рейсов компании 23%.

 

 

В "ВИМ-авиа" "Ъ" заявили, что ситуация с задержками "стабилизируется", компания принимает "все возможные меры" для ее улучшения. Во вторник в эксплуатацию был введен третий широкофюзеляжный Boeing 777, перевозчик с аэропортом Благовещенск работают над получением разрешения на полеты на судах такого типа, чтобы увеличить провозные емкости на направлении. Компания, уверяют в "ВИМ-авиа", готова выполнить обязательства перед пассажирами, рейсы на Симферополь будут выполняться Boeing 777 большей вместимости.

 

В июне Росавиация уже фиксировала большое число длительных задержек по туристическим направлениям с высоким пассажиропотоком, в том числе у "ВИМ-авиа". Глава ведомства Александр Нерадько требовал "принять исчерпывающие меры" по предотвращению задержек. Вчера в Росавиации уже на совещании с участием руководства "ВИМ-авиа" разбирали "вопиющий факт безответственного отношения к пассажирам". По информации компании, задержки возникли из-за несвоевременной поставки лизингодателями новых самолетов (в апреле "ВИМ-авиа" сообщала, что в мае расширит флот новыми Boeing 767 и 777) и из-за неисправностей техники. По итогам было принято решение предоставить компании неделю для устранения кризисных явлений и обеспечения регулярности полетов. Иначе Росавиация ограничит ей чартерные перевозки.

 

Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко поясняет, что отрасль проходит годовой пик спроса и компании не всегда полностью выполняют требования по резервированию судов. Выход из строя более одного судна становится критичным для небольшого перевозчика, что сразу же сказывается на графике. Юрист BGP Litigation Алиса Аверина добавляет, что за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф 25% от МРОТ за каждый час просрочки (около 25 руб.), но не более половины полной стоимости билета. Пассажир еще может взыскать с перевозчика подтвержденные убытки, ущерб здоровью и моральный вред, если такие были причинены в результате задержки, говорит она, также можно отказаться от перевозки и вернуть деньги за билет.

 

Елизавета Кузнецова