Следуя из последнего отчёта Комиссии по срочной биржевой торговле (CFTC) США, после преодоления трёхнедельного максимума хедж-фонды и крупные спекулянты начали пересматривать свои длинные позиции по золоту.
Инвестиции в драгоценные металлы замещают ювелирные украшения
Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

Отчет COT от 15 июля зафиксировал сокращение чистых длинных спекулятивных позиций на бирже COMEX по фьючерсу на золото на 13 947 контрактов, до 259 129. Сокращение произошло не только из-за того, что часть спекулянтов решила выйти с рынка с целью закрепления прибыли (длинные позиции сократились всего на 3 964 контракта), но также и за счёт увеличения коротких позиций. Согласно отчёту, совокупный объём коротких позиций составил 36 977 контрактов, что на 9 983 контракта больше предыдущего отчетного периода.

 

По фьючерсам на серебро, в отличие от золота, ситуация противоположная. Отчет COT показал рост чистых длинных позиций по фьючерсам на серебро на 4 882 контракта, до 85 867. Изменения произошли как за счёт роста длинных позиций на 2 924 контракта, так и за счёт сокращения коротких на 1 993 контракта.

 

Слабеющие отголоски Brexit, крепкий рост американского фондового рынка (Dow Jones и S&P 500 бьют исторические рекорды), а также рост доходности 10-летних американских гособлигаций на прошлой неделе заставили драгоценные металлы отойти от годовых максимумов. Золото отступило до $1 330 за тройскую унцию, серебро опустилось ниже $20 за унцию. Тем не менее, несмотря на наметившуюся коррекцию, золото и серебро сохраняют потенциал роста до конца года в силу фундаментальных причин. Давайте рассмотрим одну из основных – спрос и предложение.

 

Одни из самых крупных нетто-импортеров золота – Индия и Китай, однако именно из этих стран пришли тревожные для этого драгоценного металла новости. По сообщению Министерства торговли и промышленности Индии за первое полугодие 2016 года снизились поставки физического золота в страну на 42,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Китайские розничные продавцы ювелирных изделий также бьют тревогу: продажи золотых украшений на 20% меньше, чем за июнь прошлого года. Что же произошло?

 

Драгоценные металлы – это товар. Как и любой другой товар, они подвержены законам спроса и предложения, поэтому странно было бы предполагать, что цены росли, несмотря на снижение спроса. Согласно докладу Всемирного совета по золоту за первый квартал 2016 года действительно наблюдалось снижение мирового спроса на золото в ювелирной промышленности на 19%. Больше всего снижение спроса на ювелирные изделия наблюдалось в Индии – на 62 тонны (41%). В КНР спрос сократился на 17%.

 

С другой стороны, на 122% вырос спрос золота в качестве средства инвестирования. Зафиксирован колоссальный приток драгметалла в золотые ETF в размере 363,7 тонны, что превысило суммарный отток за предыдущие два года. Кроме того, несмотря на то, что инвестирование в золотые слитки традиционно обладает большей популярностью, спрос на этот актив сократился на 2%. Инвестиционные монеты оказались востребованнее слитков, потребность в них как в инвестиционном активе увеличилась на 17%.

 

При растущей цене на золото данная тенденция, при которой идёт сокращение потребительского спроса на драгоценный металл в виде ювелирных изделий со стороны населения, и в то же время возрастание роли этого актива в качестве инвестиционного инструмента, не должна удивлять.

 

По серебру наблюдается аналогичная ситуация. Согласно отчету Института серебра, в 2015 году потребление этого металла в промышленном производстве сократилось на 22,5 млн унций. С другой стороны, как и с золотом, вырос спрос на этот актив в качестве инвестиционного продукта на 56,2 млн унций, что привело к общемировому росту спроса на серебро на 3,4%.

 

По мнению «Альпари Голд», в 2016 году роль серебра в качестве инвестиционного продукта продолжала возрастать, компенсируя риски спада промышленного производства. Об этом свидетельствуют опубликованные Монетным двором США статистики продаж: за первое полугодие 2016 года продажи серебряных монет «Американский Орёл» увеличились более чем на 20,5%, по сравнению со статистикой за тот же период в прошлом году. Золотые «Орлы» показали более впечатляющие результаты – рост продаж за первое полугодие составил 83,5%.

 

Максим Ханин, ведущий эксперт «Альпари Голд»