Американский кетчуп Heinz стал первым иностранным брендом, получившим право на использование маркировки Российской системы качества (Роскачество), учрежденной правительством. Это, считают эксперты, может стимулировать международные корпорации локализовать выпуск своей продукции в России.
Heinz впервые получит российский знак качества
Reuters

Как сообщили "Ъ" в Роскачестве, организация впервые присвоила знак качества иностранному бренду — американскому кетчупу Heinz, выпускаемому корпорацией Kraft Heinz. Аудит ее местного производства, ООО "Петропродукт-Отрадное", показал, что Heinz локализовал выпуск кетчупа в России на 78,7%, говорит заместитель руководителя Роскачества Мария Сапунцова. Уровень локализации, по ее словам, рассчитывается как процент российских затрат в стоимости продукта, сформированный из производственных расходов, оплаты труда, лизинга, содержания оборудования и т. д. Минимальный уровень локализации для получения знака к данной категории продуктов — 50%, уточнила госпожа Сапунцова. Такой порог объясняется тем, что основное сырье для производства кетчупа — томатная паста — практически полностью импортируется. В перспективе требования к локализации будут ужесточаться, обещают в Роскачестве. Получить комментарий в Heinz не удалось.

 

Российский рынок кетчупа достаточно локализован и консолидирован, отмечает директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков.

В большей степени он представлен транснациональными компаниями, чье производство расположено в России, и несколькими местными производителями. Доля импортного продукта, который завозится из-за рубежа в готовом виде, невелика — порядка 5%,— говорит эксперт.

Владелец бренда Heinz начал локализацию в России в 2005 году, выкупив контрольные пакеты 11 компаний, принадлежащих владельцам промышленной группы "Петросоюз". В 2007 году американская корпорация довела свою долю в СП "Heinz-Петросоюз" до 100%. Сегодня кетчуп Heinz занимает наибольшую долю на российском рынке — 36,4%, свидетельствуют данные Euromonitor за 2015 год. Он бессменный лидер в данной категории, при этом объемы его продаж в натуральном выражении относительно стабильны уже второй год подряд, подтверждает директор по работе с глобальными клиентами компании Nielsen Марина Лапенкова.

 

По итогам прошлого года рынок кетчупа в натуральном выражении снизился на 1,4%, до 160,6 тыс. тонн, при этом в денежном выражении он вырос на 14%, до 22,4 млрд руб., подсчитали в Euromonitor.

 

Несмотря на то что Роскачество создавалось для поддержки российских производителей, Heinz не единственная иностранная компания, получающая российский знак качества.

К примеру, завод американской группы Cargill производит масло "Знатное", которое тоже получило знак,— говорит Мария Сапунцова.

Кроме этого, на знак претендует итальянский бренд макарон Barilla, добавляет она.

 

Знак дается конкретному товару, а не компании, поэтому при должном уровне локализации его присвоение не должно зависеть от того, в какой стране сосредоточены основные активы производителя или где появился бренд, рассуждает господин Востриков.

Знак качества стимулирует перемещение различных производств в нашу страну,— уверен он.

Как ранее говорил руководитель Роскачества Максим Протасов, в соответствии с мировой практикой появление национального знака качества на продукции увеличивает ее продажи от 20% до 60%.