Снижение их позиций в рейтинге университетов БРИКС эксперты объясняют сменой методики подсчета.
Российские вузы взяли числом
Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

МГУ им. Ломоносова, СПбГУ и НГУ вошли в топ-20 ежегодного рейтинга университетов стран БРИКС, составленного британской компанией Quacquarelli Symonds (QS).

 

 

В опубликованный вчера перечень 250 лучших вошли всего 55 российских учебных заведений, уступив в численности только вузам Китая. При этом 12 российских вузов из 19, вошедших в топ-100, ухудшили позиции по сравнению с прошлым годом — в частности, лидирующий среди них МГУ опустился с четвертого места на седьмое. Эксперты считают, что ухудшение результатов связано с изменением методологии рейтинга, которое больше всего отразилось на вузах — участниках проекта "5-100".

 

В четвертом рейтинге вузов стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) компании QS перечень участников расширен с 200 до 250. Составители оценивают учебные заведения по критериям, среди которых — репутация вуза, основанная на опросе мирового академического сообщества, международный студенческий обмен и количество научных публикаций сотрудников. Лидерами, как и в прошлом году, стали китайские вузы: университет Цинхуа, Пекинский университет и Университет Фудань. Россия занимает второе место после Китая по общему количеству университетов — участников рейтинга среди всех стран БРИКС: из 250 позиций рейтинга у российских вузов — 55. МГУ им. Ломоносова остался лучшим из российских университетов, но опустился с четвертого места на седьмое. В топ-20 так же, как и в прошлом году, вошли СПбГУ и Новосибирский госуниверситет, разделив 20-е место. В этом году в топ-100 не попал ни один новый российский университет, а из 19 отечественных вузов, оказавшихся в первой сотне по итогу 2015 года, 12 ухудшили свои позиции. При этом общее количество участников проекта "5-100" в топ-50 выросло до четырех университетов благодаря улучшению позиции НИЯУ МИФИ (50-е место).

 

Четыре российских университета получили высшие оценки в категории "Международный студенческий обмен": Томский политехнический университет, НИТУ "МИСиС", РУДН и Томский госуниверситет систем управления и радиоэлектроники.

В этом году мы заняли 87-ю строчку рейтинга,— рассказала "Ъ" ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.— Наши успехи — это результат последовательной реализации стратегических мероприятий, направленных на повышение качества образования и академической репутации университета.

Вуз является участником программы повышения международной конкурентоспособности "5-100". Напомним, согласно указу Владимира Путина, к 2020 году пять российских вузов должны оказаться в топ-100 одного из трех мировых рейтингов: Шанхайского, Times High Education или QS.

 

Однако, по оценке сотрудников Информационно-рейтингового центра НИУ ВШЭ, именно участники проекта "5-100" больше остальных пострадали из-за изменения методологии QS BRICS в 2016 году. Так, при составлении рейтинга за 2015 год учитывались публикации сотрудников вузов за 2010-2014 годы и опросы экспертов за 2011-2015 годы. В этот раз "публикации 2015 года и их цитируемость не учтены, как должны были бы при неизменной методологии", говорится в аналитическом обзоре центра НИУ ВШЭ:

участники проекта "5-100" в результате этого изменения недосчитались более 20% своих публикаций.

Кроме того, эксперты отмечают, что в этом году была введен раздельный учет публикаций по областям наук.

Влияние цитирований в медицине, биологии и физике сократилось, а в гуманитарных и социальных науках — выросло,— поясняют составители обзора.— Это отрицательно сказалось на большинстве участников проекта "5-100", для которых сильными областями являются естественные науки и науки о жизни.

Директор Информационно-рейтингового центра НИУ ВШЭ Людмила Солнцева в беседе с "Ъ" отметила, что показатель "соотношение преподавательского состава и студентов", который традиционно является высоким для российских вузов, может быть ухудшен в следующем году:

Российская политика в сфере образования в настоящее время ориентирована на повышение экономической эффективности образовательных программ, что подразумевает увеличение числа студентов на одного преподавателя,— посетовала она.

По мнению госпожи Солнцевой, это может отрицательно сказаться на российской позиции в следующем рейтинге.

 

Анна Макеева