Россияне сокращают траты на шоколад и молоко.
Россиянам приходится несладко
Роман Яровицын / «Коммерсантъ»

Из-за кризиса россияне отказывают себе в «маленьких гастрономических радостях». За последний год они существенно сократили затраты на покупку шоколада, молока и питьевой воды. Это свидетельствует о растущей неуверенности потребителей на фоне падения реальных доходов на 5%.

 

Если раньше россияне «заедали» тяжелые экономические времена сладким, то сегодня многие из них не могут позволить себе и этого. Общая динамика объемов потребления кофе, шоколада, бутилированной воды и молока снизилась за последний год, а в июне падение ускорилось, свидетельствуют данные холдинга «Ромир».

 

Специальный индекс «Кофе с молоком», в который входят исследования цен и объемов этих четырех продуктов, является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян, считают в «Ромире». Все четыре позиции не являются продуктами первой необходимости, а представляют собой «элементарный набор простых удовольствий».

 

В целом индекс просел более чем на 8% в год, что объясняется снижением закупок воды (-12,8%), молока (-15,6%) и шоколада (-7,1%). В июне индекс снижался еще более резко на фоне роста цен на указанные категории товаров. Так, если вода за месяц подорожала на 4,4%, то объемы ее закупок упали на 4%, цены на кофе выросли на 3%, тогда как закупки упали на 3,1%. Шоколада россияне купили на 9,2% меньше при росте цены на 4%.

 

Из продуктов, входящих в список «гастрономических радостей», россияне сохранили прежнюю лояльность только к кофе. За год цены на него выросли на 4,2%, но это, похоже, не смущает потребителей (рост продаж — 3,9%).

 

Ритейлеры подтверждают, что россияне все чаще отказываются от лакомств. Тенденция чувствительности покупателей к цене сохраняется, люди делают меньше импульсивных покупок, планируют и контролируют свои расходы, отмечает директор по корпоративным и внешним связям ГК «Дикси» Екатерина Куманина.

Большим спросом пользуются ценовые акции с глубокой скидкой, — говорит она.

В компании «Ашан» утверждают, что речь не идет о полном отказе россиян от сладкого, скорее они заменяют одни покупки другими, более бюджетными.

Мы можем говорить о том, что потребители в принципе оптимизируют покупки (в том числе и в выборе шоколада, кофе и бутилированной воды) за счет выбора аналогов с более низкой ценой, — отметила директор по внешним коммуникациям Мария Курносова.

Динамика продаж категории «Молочные десерты» в сети супермаркетов «Виктория» подтверждает вывод о том, что россияне экономят на лакомствах.

Экономные покупатели сократили потребление товаров не первой необходимости, например творожной массы и молочных снеков, однако полностью отказаться от угощений они не готовы, — говорят в компании.

Это, по их словам, подтверждает спрос на глазированные сырки — их товарооборот по сравнению с прошлым годом увеличился почти на 20%.

 

В категориях «Кофе» и «Питьевая вода» отмечается перераспределение спроса в пользу товаров в упаковках большего объема. Выбирая конфеты, покупатели отдают предпочтение более дешевым весовым.

Читать далее