Роспотребнадзор считает это нарушением прав потребителей, но ничего не предпринимает: жалоб нет.
Авиакомпания «Победа» берет комиссию в 2% за оплату билетов картой
М. Стулов / Ведомости

Лоукостер «Победа» («дочка» «Аэрофлота») взимает сбор за обработку платежа по банковской карте в размере 2% от суммы, говорится на его сайте. Другие варианты – в салоне «Евросети» или терминалах Qiwi с комиссией 3%, а без комиссии можно заплатить только наличными в терминале SprintNet в аэропорту «Внуково», базовом для авиакомпании.

 

Закон о защите прав потребителей запрещает продавцу при оплате товаров (работ, услуг) устанавливать различные цены на один вид товара в зависимости от способа оплаты (наличный расчет или в рамках применяемых форм безналичных расчетов), говорится в ответе Роспотребнадзора на запрос «Ведомостей». Представитель ведомства добавил, что потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор для принятия решения о привлечении продавца к административной ответственности.

 

Авиакомпания не зарабатывает на комиссии за обработку платежа: ее устанавливают банки и платежные агенты, объяснил разный размер комиссий представитель «Победы».

Таким образом, нельзя говорить о нарушении авиакомпанией закона о защите прав потребителей, так как размер тарифа ни при каких условиях не изменится при покупке авиабилета, – полагает он.

Эксперты считают иначе. Российское законодательство не позволяет дискриминировать ту или иную форму оплаты, говорит предправления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

В данном случае не только дискриминация способа оплаты, но и еще дезинформация о тарифе: вряд ли клиенты часто оплачивают билеты наличными в терминале во «Внуково», предполагаю, что 99% билетов оплачивается банковскими картами. И логично, если авиакомпания включит комиссии в свой тариф, поскольку фактически клиент всегда платит эти 2%, – рассуждает он.

«Нарушение, на мой взгляд, очевидно, особенно учитывая, что сама «Победа» указала на сайте, что 2% – это «сбор авиакомпании» за «дополнительную услугу», а не комиссия банка», – рассуждает партнер Tertychny Law Иван Тертычный. Несмотря на то что запрет на установление различных цен в зависимости от способа оплаты вступил в силу в конце 2014 г., уже есть судебная практика применения этой статьи, указывает он, ссылаясь на четыре судебных разбирательства в картотеке арбитражных дел. Во всех делах фабула примерно одинаковая, продолжает он: Роспотребнадзор по жалобе потребителя штрафовал компанию за установление доплат при оплате способом, отличным от оплаты наличными, а суды его поддерживали.

Это все решения на уровне апелляции, кассационных жалоб в картотеке не видно, скорее всего компании их не подавали, учитывая размер штрафа (десятки тысяч рублей во всех случаях) и очевидность нарушения, – считает Тертычный.

Читать далее