По итогам первой половины 2016 года федеральный бюджет РФ исполнен с дефицитом 4% ВВП (1,515 трлн руб.) при годовом плане 3%, сообщил вчера Минфин.
Минфин определил новые размеры дыры в бюджете
Сафрон Голиков / Коммерсантъ

 

Динамика этого показателя и растущие цены на нефть позволяют чиновникам надеяться на сокращение дефицита во втором полугодии: по итогам четырех месяцев его размер фиксировался на уровне 4,7%, пяти — 4,6% ВВП. Напомним, Минфин прогнозирует, что в лучшем случае (если нефть в среднем по году будет стоить $40 за баррель и ожидаемая "большая приватизация" принесет запланированные доходы) итоговый размер дефицита составит 3,3% ВВП. В вышедшем вчера докладе МВФ эксперты фонда прогнозируют, что, исходя из средней цены на нефть $42 за баррель, дефицит российского бюджета в 2016 году может составить 3,2% ВВП.

 

Доходы бюджета в январе--июне составили 5,867 трлн руб. (43% годового плана). Как видно из графика, так мало в казну по итогам полугодия не поступало с 2011 года. Нефтегазовые доходы за шесть месяцев исполнены всего на 35% от годового плана, ненефтегазовые — на 49%. Напомним, по итогам шести месяцев средняя цена нефти Urals была равна $38 за баррель при заложенных в бюджет $50. Приводить казну в соответствие с экономическими реалиями Белый дом намерен лишь в ноябре — поправки к закону о бюджете-2016 будут предложены уже новому составу Госдумы.

 

 

ФТС за полугодие собрала в федеральный бюджет 1,961 трлн руб. (42% годового плана минус 13% к первой половине прошлого года), ФНС — 3,284 трлн (44% минус 8%). После опубликования статистики Минфина налоговая служба уточнила, что, если не считать НДПИ (прежде всего, с добываемой нефти), ее сборы в федеральный бюджет в сравнении с прошлым годом не упали, а выросли — на 3,8%.

 

Расходы бюджета в январе--июне составили 7,382 трлн руб. (46% плана на год). Как видно из графика, это ровно столько же, сколько было по итогам шести месяцев 2015 года, с учетом инфляции можно говорить о сокращении реальных трат. Годовые назначения по двум крупнейшим разделам "Социальная политика" и "Национальная оборона" по итогам полугодия исполнены на 54% и 47% соответственно. Третий по объему средств раздел "Национальная экономика", содержащий в том числе государственные инвестиции, напротив, исполнен лишь на 30% от годового задания.