Партнеры ритейлера считают, что это попытка сгладить последствия поправок в закон о торговле.
«Магнит» утроил штрафы для поставщиков
Е. Разумный / Ведомости

Крупнейшая в России розничная продовольственная сеть «Магнит» ужесточила наказание за нарушение условий поставок в ее магазины. На сайте компании опубликовано информационное письмо партнерам-поставщикам за подписью финансового директора «Магнита» Хачатура Помбухчана. Оно гласит: с 24 июня компания меняет условия типового договора, связанные с санкциями, чтобы повысить «уровень выполнения заказов» и улучшить качество поставляемых продуктов.

 

Штрафы за наиболее частые типы нарушений выросли в разы. Раньше за поставку меньшего или большего, чем договорились, количества товаров, нарушение сроков и ассортимента «Магнит» мог штрафовать поставщика на 5% от стоимости партии. По новым условиям ритейлер может оштрафовать его за отсутствие обещанной поставки на 15% от стоимости непоставленного товара, за неполную поставку или срыв сроков – на 15% от стоимости партии, условия поставки которой нарушены. За поставку лишнего поставщику придется заплатить 15% от стоимости всей партии, а если ритейлер отказался продавать излишек, то еще и самостоятельно вывезти его.

 

Ужесточение касается и документов. Раньше, если поставщик предъявил не все необходимые документы на товар, «Магнит» мог взыскать с него 5% от стоимости партии с нарушениями. По новому типовому договору штраф вырастет до 15%, причем теперь это касается и электронного документооборота.

 

Договоры по новым правилам «Магнит» начал заключать с того же дня, когда депутаты Госдумы одобрили в последнем, третьем, чтении поправки в закон о торговле (большая часть изменений вступает в силу уже завтра). До сих пор максимальный бонус, которым поставщики могли вознаградить ритейлера за большие закупки, был ограничен планкой в 10% от стоимости поставки. По новому закону это 5%, в которые теперь включены еще и услуги по логистике, обработке и продвижению товаров.

 

Помбухчан называет изменение штрафных правил «обычной работой», которая не связана с изменениями закона, а нацелена на сокращение потерь сети.

 

«Магнит» пытается решить проблемы, специфичные для него, согласен директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: это самая большая сеть и по обороту (выручка за 2015 г. – 950,6 млрд руб.), и по числу магазинов (12 089), и, например, неправильные документы могут парализовать работу с товаром по всей цепочке. В конце июля менеджмент «Магнита» обещает раскрыть инвесторам стратегию поддержания роста, напоминает Бурмистров, и ему важно обеспечить наличие товара в магазинах. Раньше «Магнит» относился к этому менее требовательно, признает он:

Если основные конкуренты били тревогу, когда в наличии имелось 95% ассортимента, то у «Магнита» иногда могло быть и 90%.

Но поставщики увязывают действия «Магнита» с изменениями закона о торговле. «Ряд сетей» пытаются, повышая штрафы, компенсировать утраченные поступления от сборов за фальш-маркетинг (услуги, которые оплачены по договору, но не оказаны), но кончится дело тем, что в законе закрепятся максимальный размер штрафов и список оснований для их взимания, переживает один из поставщиков.

Читать далее