Год назад средняя покупка в России была на 55 рублей больше, чем сегодня.
Потенциал сокращения расходов населения практически бесконечен
Владислав Лоншаков / Коммерсантъ

В стране сохраняется общая макроэкономическая стабильность, объявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев. Ранее считалось, что уменьшение ВВП, падение розничной торговли, сокращение доходов населения и бюджета несовместимы с понятием «стабильность». Но в России своя терминология. Поэтому у нас чиновники называют стабильностью уже хотя бы замедление скорости падения. Впрочем, даже это замедление видно далеко не везде. Социологи, в частности, фиксируют новое сокращение текущих расходов россиян, которые теперь стали реже заходить в магазины.

 

В июне на фоне сократившихся расходов россияне теряют интерес к шопингу. Размер средней однократной покупки в июне почти не изменился – 504 руб. Но в отличие от прошлых месяцев теперь россияне все реже заходят в магазин.

 

Если в предыдущие месяцы средний чек оставался относительно низким, но общие расходы росли, то в июне при неизменно скромном среднем чеке повседневные расходы показали падение на 11,4%, сообщил исследовательских холдинг «Ромир».

 

Пятимесячный тренд низкого среднего чека говорит о продолжающемся режиме экономии. Но раньше потребители в целях экономии чаще ходили по магазинам, посещая большее количество торговых точек в поисках лучших ценовых предложений. Теперь же поведение граждан изменилось – они избегают частых посещений магазинов.

 

По сравнению с июнем прошлого года средний чек потерял 55 руб., или почти 10%. С учетом накопленной за год инфляции в 7,5% средний чек потерял шестую часть своей покупательной способности, отмечают эксперты «Ромир».

 

 

Впрочем, сами работники торговли оценивают состояние своих предприятий чуть лучше, чем, скажем, в конце прошлого года. На фоне продолжающегося сокращения потребительской активности населения по итогам первого полугодия в 2016 году не произошло позитивных изменений в продовольственном ретейле, отмечается в обзоре Высшей школы экономики (ВШЭ). Сложной оставалась ситуация и в непродовольственном сегменте.

 

Источником легкой активизации торговой деятельности следует считать весенне-летний период. Хотя даже этого сезонного фактора оказалось явно недостаточно, чтобы реабилитировать ключевые сегменты розничной торговли. Масштабы сокращения объемов продаж, товарооборота, прибыли, выбытие численности занятых не дают оснований для большого оптимизма. (Официальные данные Росстата о состоянии розничной торговли появятся лишь к концу июля.)

Читать далее