В правительство поданы новые заявки на антикризисное финансирование.
Антикризисный план готов к уточнению
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Правительство обсуждает новые расходы по антикризисному плану 2016 года. Пункты, учтенные в плане без источников финансирования, могут увеличить его стоимость на 9%. И это без учета возможной второй индексации страховых пенсий, решение по которой еще не принято. Пока же, как следует из переписки ведомств, в правительстве ищут возможности сэкономить, в частности, средства ФНБ для поддержки ОАО «РЖД».

 

Лекарства в дефиците

 

На не учтенные антикризисным планом расходы требуется дополнительно 62,8 млрд руб., или 9% от его общей стоимости (684,12 млрд руб.). Деньги требуются на статьи плана, утвержденные в начале года, но не имеющие источников финансирования.

 

Как следует из отчета правительства об исполнении антикризисного плана, с которым ознакомилась «Газета.Ru», пока наиболее дорогостоящими считаются допрасходы на социальную защиту и государственную поддержку сфер занятости. Общий дефицит бюджетного финансирования по этим статьям на конец июня 2016 года оценен в 35,8 млрд руб.

 

Денег не хватает на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, в том числе по онкологическим заболеваниям (27,9 млрд руб. с учетом обязательств региональных бюджетов) и на лекарства для больных гемофилией, болезнью Гоше и других нозологий (8,8 млрд руб.). Общая сумма на дополнительное лекарственное обеспечение, финансируемое из федерального и регионального бюджетов, может оказаться и выше. В переписке Минздрава, Минфина и Минэкономразвития указано, что дефицит лекарственных препаратов ожидается и для инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), «что не позволит обеспечить лекарственной терапией вновь выявленных пациентов, а также возможно прерывание лечения у пациентов, уже получающих лекарственную терапию».

 

Дополнительное финансирование (5,1 млрд руб.) требуется и на целевую поддержку моногородов за счет средств НКО «Фонд развития моногородов». Кроме того, Минэкономразвития предлагает выделить из антикризисного фонда 10 млрд руб. для стимулирования создания новых малых и средних предприятий. Ведомство уже подготовило необходимый для этого проект распоряжения правительства, но Минфином в согласовании этого проекта отказано. Дополнительные 3 млрд руб. потребовались и на расширение программы грантов малым инновационным предприятиям, которые распределяет Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

 

Индексация пенсий не приоритет для трат

 

Все дополнительные расходы должны быть определены правительством по итогам исполнения бюджета в первом полугодии. При формировании антикризисного плана в начале 2016 года решили, что бóльшая его часть (468,32 млрд руб.) будет профинансирована из федерального бюджета. Другой источник финансирования — антикризисный фонд, из которого на план уже зарезервировано 176 млрд руб. Из документов к отчету следует, что в первом полугодии Минфин предпочитал тратить средства федерального бюджета. При этом бóльшая часть расходов пришлась на субсидии региональным бюджетам. По этому пункту 208,2 млрд руб. из предусмотренных 310 млрд руб. уже поступили в регионы.

 

Такая же стабильность финансирования отмечена и в пункте финансового оздоровления Внешэкономбанка. В антикризисном плане ВЭБ отнесен к той категории получателей, у которой «объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в первом полугодии 2016 года». Но как следует из отчета, помощь от правительства банк уже получил из двух источников. В феврале и марте на депозитах в ВЭБе размещены 100 млрд руб. средств федерального бюджета. Кроме того, с марта банк получает субсидии в виде имущественного взноса на компенсацию части затрат по внешним заимствованиям на рынках капитала. Уже перечислено две субсидии на общую сумму 109,5 млрд руб. — 73,8 млрд руб. в марте и 35,7 млрд руб. 27 июня.

Перечисление третьего транша планируется осуществить на основании обращения Внешэкономбанка в сентябре текущего года, — говорится в отчете.

Значительно более медленными темпами доводятся средства антикризисного фонда — переведена только шестая часть из его уже распределенной части. Кроме того, с источниками и размером финансирования самого политизированного пункта антикризисного плана, предусматривающего вторую индексацию страховой пенсии, в правительстве до сих пор не определились.

 

В отчете приведен лишь длинный перечень переписки между Минтрудом, Пенсионным фондом, Минфином и Минэкономразвития, из которой следует, что после целой серии безуспешных согласительных совещаний 30 июня в Белый дом поступил доклад о вариантах возможной индексации. Дискуссия в Белом доме засекречена.

 

Инкогнито ее участники рассказывают о том, что «диапазон разногласий составляет от 4 до 8,5% индексации, а Минфин выступает за отказ от индексации».

Читать далее