Россияне привыкли сокращать потребление хлеба в кризис.
Будут овощи и фрукты
Евгений Переверзев / Коммерсантъ

Кризис не заставил россиян перейти на хлеб и воду – потребление хлеба, одного из дешевых источников углеводов и калорий, начинает сокращаться, следует из данных исследования компании GfK. Сравнив списки самых быстрорастущих категорий в продовольствии за май 2015 – апрель 2016 гг. с данными за май 2014 – апрель 2015 гг., авторы нашли, что россияне стали меньше покупать рыбы и морепродуктов (в пересчете на вес меньше на 9,6%), хлеба и хлебобулочных изделий (минус 4,6%), напитков (минус 1,3%) и замороженных продуктов. Зато выросло потребление свежих овощей и фруктов – на 5%, яиц – на 4,7%, бакалеи (круп, муки) – на 2,6%, молочных продуктов – на 1,9%. Мяса стали есть даже немного больше – на 1,2%, но это не то мясо, что прежде: теперь предпочтение отдается дешевым источникам животного белка в виде курицы и индейки. То есть россияне переориентировались на простую, по-настоящему домашнюю кухню, резюмируют авторы исследования.

 

Часть прежнего рациона стала жертвой продовольственных санкций и девальвации рубля – в первую очередь рыба и говядина, россияне заменили их курятиной, констатировали ранее эксперты Аналитического центра при правительстве.

 

В долгосрочной перспективе потребление хлеба не сильно зависит от состояния экономики. Как показывает статистика Росстата, потребление хлеба в постсоветское время практически не менялось, оставаясь в пределах 117–125 кг на человека, причем в годы кризисов даже слегка сокращалось. Более драматически падало в кризис потребление хлеба в Москве, которая и в обычные годы ест мучного меньше, чем прочая Россия. На уровень потребления влияет не только экономическое положение семьи, но и региональные особенности: например, в Тамбовской области потребление хлеба стабильно держится выше среднероссийского на 20–30 кг, а на Чукотке – почти вполовину меньше.

Читать далее