Потребительское поведение граждан РФ весной 2016 года продемонстрировало массовые тенденции к экономии на продуктах питания в пользу косметики, лекарств, средств по уходу за домом и товаров для домашних животных, констатирует исследование Gfk на основе опросов домохозяйств о покупках товаров повседневного спроса в апреле 2016 года.
Граждане предпочли скудной пище домашний уют
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Доля тех, кто сообщил, что кризис влияет на их покупки, выросла с 16% в 2014 году до 53% в 2016-м. Рост бюджетов домохозяйств, которые приходятся на повседневные покупки, составил 20% — 11,9 тыс. руб. в 2016 году против 9,9 тыс. руб. в 2014-м. При этом во втором квартале среднедушевой доход только начал восстанавливаться — рост составил 2% год к году после падения на 5% за 2015 год.

 

 

Единственной категорией, спрос на которую практически не изменился, стало продовольствие: в объемах покупки продуктов выросли год к году только на 1%, а в деньгах практически не изменились — номинальный рост рублевых расходов на 9,7% год к году соответствовал уровню инфляции. При этом Gfk фиксирует переход россиян к экономии на еде: в их рационе стало больше бакалейных продуктов и дешевого белка, что означает замену мяса, рыбы и морепродуктов в продуктовой корзине на более доступные яйца, курятину и индюшатину. Более того, наблюдения аналитиков фиксируют переход к приготовлению пищи дома — по спросу на "наименьшей степени готовности ингредиенты". Ранее аналогичный тренд фиксировала NPD group — в первом квартале 2016 года число посещений россиянами предприятий общественного питания сократилось на 3%.

 

Эту картину дополняет рост продаж остальных категорий товаров сектора FMCG — отказавшись на фоне санкций и импортозамещения от увеличения закупок ассортимента продуктовых магазинов, россияне проявили повышенный интерес к закупкам товаров для домашних животных, косметики (в определении Gfk — "средств персонального ухода"), аптечных товаров и средств по уходу за домом (расположены в порядке убывания роста объема продаж). При этом если рост покупок косметики и аптечного ассортимента можно объяснить необходимостью заботиться о здоровье и внешнем виде в трудные времена, то покупки бытовой химии и товаров для домашних животных скорее демонстрируют, что по крайней мере часть граждан в кризис стали чаще бывать дома.