Входящая в пятерку крупнейших в России продавцов товаров для дома "Уютерра" начинает банкротство.
Ритейлеру «Уютерра» грозит банкротство
Олег Харсеев / Коммерсантъ

В ближайшее время в компании будет запущена процедура внешнего наблюдения, что позволит ей избежать начисления банковских процентов и защитит от кредиторов, сумма обязательств перед которыми превышает 4 млрд руб. Причиной финансовой несостоятельности "Уютерры" стало снижение продаж, из-за чего ритейлер уже начал закрывать магазины.

 

Продавец товаров для дома (сегмент household) "Уютерра" банкротится, следует из картотеки арбитражных дел. В среду головная компания ритейлера, липецкое ООО "ПланетаСтрой", вступила в дело о собственном банкротстве. Дело было инициировано 4 июля партнером ритейлера — ростовским ООО "Посейдон" (контролирует ТД "Промкомплект" и занимается таможенным аудитом, комплектацией коммерческих объектов, оказанием финансовых услуг). Связаться с директором и собственником "Посейдона" Михаилом Сируяном вчера не удалось. Гендиректор и совладелец "Уютерры" Александр Селиверстов сказал "Ъ", что пока речь идет лишь о введении процедуры внешнего наблюдения.

Она обеспечит судебную защиту от кредиторов, позволит приостановить начисление процентов по займам, разблокировать счета,— пояснил он, добавив, что у компании еще есть время договориться с партнерами.

Трудную ситуацию в "Уютерре" ее руководитель связывает с поднятием ставки ЦБ, из-за которой обслуживание кредитов подорожало почти в два раза.

Кроме этого на нас, как и на весь рынок, оказывают давление рост курса валют, так как 80% товаров импортируется, снижение реальных доходов населения, затоваренность рынка, образовавшаяся за последние десять лет при росте доходов населения, когда потребители закупались домашней утварью впрок,— сказал господин Селиверстов.

На рынке товаров для дома сейчас достаточно низкий уровень локализации, соглашается вице-президент и совладелец сети Hoff Михаил Кучмент:

В некоторых категориях зависимость от импорта достигает 100%, поэтому, когда рубль начал слабеть, товары сильно дорожали.

По итогам прошлого года выручка "Уютерры" снизилась почти на 7,4%, до 8,8 млрд руб., подсчитал гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. В то же время, добавляет он, краткосрочные и долгосрочные обязательства компании росли: в 2014 году они приблизились к 3 млрд руб., а по итогам 2015 года — превысили 4 млрд руб. Господин Селиверстов уточнил, что задолженность перед банками составляет 3 млрд руб., перед поставщиками — около 1,5 млрд руб.

 

"Уютерра" основана Александром Сагановым и Александром Селиверстовым в 2004 году (первое название "СГ Центр"). В 2008 году слилась с новосибирской сетью "ЧудоДом". В 2015 году "Уютерра" была четвертым по обороту ритейлером household в России после IKEA, Hoff и "Посуда центр".

 

С начала года "Уютерра" начала сокращать число своих магазинов, осведомлен господин Бурмистров. По его данным, на 1 июля сеть управляла 108 объектами вместо 122 на конец 2015 года. По данным эксперта, еще часть магазинов готовится к закрытию. В июне, например, "Уютерра" приостановила работу во всех ТЦ "Мега" (в Москве, Казани, Омске и Новосибирске) из-за высоких ставок аренды и нежелания арендодателя идти на компромисс, рассказал господин Селиверстов. По его словам, чтобы вывести в плюс магазины в "Мегах", необходимо было бы снизить ставку аренды примерно на 30%. Пресс-служба "Меги" на запрос "Ъ" не ответила. Как напоминает гендиректор "Уютерры", у ритейлера более двух лет действует франчайзинговая программа, поэтому даже если судьба операционной компании сложится не лучшим образом, бренд сохранит существование за счет партнеров.

 

В последнее время "Уютерра" развивалась очень активно и не всегда разборчиво, считает руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL Анна Панюкова.

За агрессивным развитием любой сети неминуемо последует спад, какие-то магазины будут закрыты в любом случае,— рассуждает эксперт.

По ее мнению, для ритейлеров, занимающихся продажами в сегменте товаров для дома, точечное развитие в хорошей локации всегда более оправдано, чем агрессивный рост для захвата рынка. В целом продажи товаров для дома в прошлом году сильно падали как в специализированных сетях, так и у FMCG-ритейлеров, отмечает господин Кучмент. По его оценке, снижение могло составить 10-20%. В этом году он ожидает, что темпы падения замедлятся.