Антитеррористические законы Ирины Яровой создают рынок розничной торговли безопасностью.
Навязанные услуги
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Итак, президент подписал скандальный пакет Яровой – Озерова. Изменения в законы задают новый уровень неопределенности и для общества, и для бизнеса. Неопределенность усиливается и процедурой: отказавшись, несмотря на критику, что-либо менять на стадии прохождения законопроекта через Думу, власть теперь предлагает что-нибудь поменять правительству подзаконными актами, чтобы «минимизировать возможные риски, связанные с расходами».

 

Владимир Путин, который, как утверждал его пресс-секретарь Дмитрий Песков, знаком с критикой в адрес закона Яровой – Озерова, мог наложить на него вето. Но оно означало бы недоверие не только официальным авторам инициативы, но и заинтересованным спецслужбам и их руководителям, отмечает политолог Алексей Макаркин. Кроме того, отклонение антитеррористического пакета ставило бы под сомнение правильность реакционного курса последних лет, направленного на борьбу с иностранной угрозой.

 

Расходы грозят прежде всего телекомотрасли (котировки акций лидеров вчера упали – вот и оценка новых норм). От нее государство требует хранения примерно всего контента – порядок и сроки хранения должно установить правительство. ФСБ поручено разобраться с ключами шифрования (это отдельная технологическая песня, особенно в случае end-to-end шифрования). Какие-то требования выглядят неподъемными, какие-то – невозможными. Но поскольку в Думе отрасль почти ничего пролоббировать не смогла, теперь придется лоббировать в правительстве и среди силовиков. В сущности, подписанный пакет – это законодательные основания для новой оптовой торговли бизнеса с силовиками.

 

Так и представляешь себе вдумчивое, аргументированное обсуждение проблемы на заседании рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства под председательством Сергея Иванова.

 

Нынешние законы, вероятно, пролоббированы ФСБ и МВД, планы которых по регулированию интернета и мобильной связи не реализованы так, как это намечалось в 2012–2013 гг., из-за технических сложностей и невозможности «построить» зарубежные компании и социальные сети, считает основатель сайта agentura.ru Андрей Солдатов. Теперь они пытаются компенсировать неудачу за счет давления на российский телекоммуникационный бизнес и добиться более эффективной фильтрации связи и интернет-трафика.

 

Лидерам рынка недвусмысленно намекнули, что они сохранят бизнес, если будут соблюдать правила игры и помогут в фильтрации трафика.

Читать далее