Правительство на своем заседании, на котором обсуждались лимиты финансирования госпрограмм на 2017-2019 годы, утвердило предложенную Минфином базовую конструкцию будущего трехлетнего бюджета — номинальная заморозка федеральных расходов на уровне 2016 года, сокращение дефицита бюджета до 1,2% в 2019 году, цена нефти в $40 за баррель.
Минфин в 2017 году продолжит политику удержания бюджетной десятины
Александр Миридонов / Коммерсантъ

Вчерашнее заседание правительства было посвящено предельным лимитам финансирования госпрограмм на ближайшую трехлетку, на основе которых будет дальше готовиться проект бюджета на 2017-2019 годы. Премьер-министр Дмитрий Медведев напомнил, что исходить при подготовке проекта госказны нужно из "консервативного и даже жесткого" сценария цен на нефть — принято решение ориентироваться на $40 за баррель. Как подтвердил глава Минфина Антон Силуанов, при формировании бюджета правительство исходит из уровня номинальных расходов 2016 года — 15,7 трлн руб. (см. "Ъ" от 6 июня).

 

В Белом доме вчера подчеркивали, что бюджетный процесс этого года будет отличаться от предыдущих — он будет во многом привязан к работе созданного на прошлой неделе "проектного офиса", приоритеты которого не во всем совпадают с госпрограммами. "Тем не менее эта проектная работа все равно будет иметь приоритет по отношению даже к госпрограммам",— заявил Дмитрий Медведев. Планируется сокращать и количество самих ФЦП. Невписавшиеся в лимиты финансирования ФЦП попадают в "лист ожидания" (см. "Ъ" от 28 июня). "Решение о том, что с ними делать, мы примем позже в зависимости от того, как будут складываться доходы бюджета",— пояснил премьер. Большая часть бюджетных средств, сообщил вчера премьер, будет направлена на расходы в соцсфере — на соответствующие программы планируется заложить около 4 трлн руб., в непрограммной части 45% расходов также будут социальными.

 

Финансирование приоритетов, заверил Антон Силуанов, будет осуществляться не за счет дополнительных средств, а за счет перераспределения, то есть сокращения непервостепенных направлений (около трети общих бюджетных трат). Расходы на них в следующем году Минфин предлагает сократить на 5%. Руководители ведомств, подчеркнул премьер-министр, "отвечают прежде всего за качественное выполнение той или иной госпрограммы в целом, то есть за достижение приоритетов, заложенных в госпрограмме, а не за ведомственные расходы". В ближайшее время, сообщил господин Силуанов, Минфин встретится с ключевыми ведомствами с целью изыскания таких неэффективных расходов, а точку в этом вопросе уже поставит премьер-министр на своих совещаниях. Также для повышения сбалансированности бюджета Минфин продлевает на следующую трехлетку решения по недоведению лимитов на 10%. Отметим, при такой конструкции крайне вероятно негативное влияние на динамику ВВП уровня бюджетных расходов — в 2016 году оно оценивается, например Институтом Гайдара, как нейтральное.

 

 

Для увеличения доходной части госказны Минфин предлагает зафиксировать 50-процентную дивидендную норму выплат от чистой прибыли госкомпаний, сообщил после заседания глава ведомства. Компании комментируют происходящее осторожно. Так, в "Газпроме" просто констатировали, что большинство в совете директоров АО — у госпредставителей, а совет дает рекомендации по дивидендной политике собранию акционеров. Сама по себе дивидендная политика компаниями увязывается с тарифной — от нее сильно зависят прибыли госАО. "Выплата дивидендов является важным инструментом повышения инвестиционной привлекательности акций российских компаний с государственным участием,— заявили "Ъ" в "Россетях".— При этом для компаний, деятельность которых является регулируемой и связана с обеспечением надежного энергоснабжения, важно, чтобы решения о выплатах дивидендов были синхронизированы с тарифообразованием, чтобы избежать рисков влияния на долг и на инвестпрограммы".

 

Евгения Крючкова, Дмитрий Бутрин, Татьяна Дятел, Юрий Барсуков