Многие предприниматели оперативно перестроили бизнес-процессы и даже увеличили выручку.
Как малый бизнес пережил паузу в российско-турецких отношениях
А. Таранин

Гражданин Турции и владелец компании Minimen (производителя детской ортопедической обуви) Хакан Бюлбюл вместе с российским партнером открыл обувную фабрику «Дандина» в Орехово-Зуеве летом 2015 г. Сначала предприниматели планировали закупать кожу у отечественных производителей, но те не поставляли кожу нужных цветов и не заключали договоры на поставку малых партий сырья. И Бюлбюл стал заказывать кожу на родине.

 

В конце ноября 2015 г. отношения между Россией и Турцией резко ухудшились, Россия ввела санкции. У Бюлбюла возникли трудности. Отечественная таможня, ожидая список запрещенных товаров из Турции, начала задерживать поставки сырья, на границе образовались очереди. Время доставки кожи увеличилось с шести дней до трех-четырех месяцев, производство встало, вспоминает Бюлбюл. Предприниматель был вынужден нанять логистическую компанию, которая ввозила сырье через Румынию и Белоруссию. Это было и быстрее, и удобнее, но почти в 2 раза дороже. Из-за 40%-ного повышения расходов на логистику выросла отпускная цена обуви. Два года назад Minimen продавала в России 150 000 пар, а в этом году продаст 25 000, говорит Бюлбюл.

 

Еще год назад Турция была пятым по обороту торговым партнером России, отмечает Анна Нестерова, основатель компании Global Rus Trade, занимающейся поддержкой внешнеторговой деятельности. За первые девять месяцев 2015 г. торговый оборот между странами составил $18 млрд ($15 млрд приходилось на российский экспорт, $3 млрд – на импорт из Турции). Но за четыре месяца 2016 г. товарооборот с Турцией упал на 45% и составил $4,8 млрд. По словам Нестеровой, сотрудничество развивалось в первую очередь в сфере туризма, продовольственных товаров, текстильной промышленности и в строительстве и, несмотря на все сложности, не прекратилось. «Ведомости» попытались выяснить, как семимесячная пауза в отношениях отразилась на развитии малого бизнеса.

 

Без туристов

 

От введенных против Турции санкций в первую очередь пострадали предприниматели туристической сферы. Из-за запретов на чартерные перевозки (их возобновят с 7 июля) мелкие компании потеряли большинство клиентов. Гендиректор семейного клуба «Большая черепаха» Ирина Шалимова говорит, что организация семейных лагерей в Турции принесла ей 70% годовой выручки в 2015 г., составившей 3 млн руб. Каждое лето лагеря «Большой черепахи» посещало около 250 человек. В декабре 2015 г. предпринимателю пришлось искать партнеров в Греции. По словам Шалимовой, греки оказались не столь лояльными, как турки, и вообще не давали скидок. Стоимость путевки выросла, в том числе из-за повышения курса евро и расходов на шенгенскую визу. В этом году лагерь «Большой черепахи» в Греции посетят только 55 человек.

Читать далее