Несмотря на экономическую ситуацию, сборы российских кинотеатров в январе--июне 2016 года выросли на 8,6%, до 29 млрд руб., а посещаемость — на 9%, до 112 млн проданных билетов.
Просмотр отечественных фильмов подорожал
Ирина Бужор / Коммерсантъ

Аудитория российских фильмов снизилась на 0,5% к уровню прошлого года, но бокс-офис вырос на 5,1%. По итогам всего года доля отечественного кино в сборах может впервые с 2010 года превысить 20%.

 

Совокупные сборы российских кинотеатров в первом полугодии 2016 года выросли на 8,6%, до 29 млрд руб. (около $413 млн по средневзвешенному курсу за полугодие), посещаемость — на 9%, до 112 млн проданных билетов, следует из отчета Movie Research. Драйвером роста рынка традиционно стали зарубежные фильмы. В январе--июне их совокупный бокс-офис вырос на 9,6%, до 23 млрд руб. (около $327 млн). Касса российских картин увеличилась на 5,1%, примерно до 6,1 млрд руб. (около $87 млн). Посещаемость иностранных фильмов выросла с 78,6 млн до 88 млн зрителей. Российские фильмы посмотрели 24,5 млн человек против 24,7 млн годом ранее.

 

Доля российских фильмов в общем бокс-офисе оценивается в 23% против 22,2% в первом полугодии 2015 года. По прогнозу аналитика Kinodata.pro Сергея Лаврова, общая доля российских релизов по итогам года может составить 22-23%, хотя в последние пять лет не превышала 20%. Во многом этот результат будет обусловлен прокатом "Экипажа" студии "ТриТэ": доля сборов всех остальных 70 российских фильмов (включая картины совместного международного производства) составляет лишь 13,5% в совокупном бокс-офисе полугодия.

 

По оценке Kinodata.pro, на производство 71 российского фильма, вышедшего в прокат в первом полугодии, было затрачено $142,5 млн. Учитывая, что около половины кассовых сборов забирают кинотеатры, убытки индустрии по итогам проката составили $103 млн, оценивает ресурс. Для сравнения: в первом полугодии 2015 года вышло 59 российских картин с совокупным убытком $142,3 млн.

 

В январе--июне в прокате стали прибыльными три российские картины: мультфильм "Иван Царевич и Серый Волк 3" (прокатчик "Наше кино", сборы более $10 млн, бюджет — $4 млн), а также комедии "Страна чудес" (WDSSPR, $4,05 млн и $2 млн соответственно) и "День выборов 2" (UPI, $4,1 млн и $2 млн). В пересчете на рубли окупился и наиболее кассовый фильм полугодия — драма "Экипаж", собравшая в России и СНГ около 1,5 млрд руб. при бюджете 650 млн руб. Это третий результат в российском кинопрокате с начала года: по данным издания "Кинобизнес сегодня", больший бокс-офис собрали только мультфильм "Зверополис" (WDSSPR, 3,2 млрд руб.) и кинокомикс "Дэдпул" ("Двадцатый век Фокс СНГ", 1,8 млрд руб.).

 

По итогам года в топ-10 по сборам кроме "Экипажа" войдет "Викинг" продюсеров Анатолия Максимова и Константина Эрнста, про остальные релизы говорить сложно, рассуждает господин Лавров. "Жених" и "Дуэлянт" также соберут значимую кассу, но для попадания в топ необходимо минимум $15 млн, а такого бокс-офиса у фильмов не будет, предполагает он.

В киноиндустрии, в отличие от других направлений, ориентированных на досуг потребителя, ситуация неплохая, лучше, чем у ритейла,— говорит исполнительный директор Movie Александр Лужин.

Но маржинальность, как и в других сферах, снижается, и напряжение в кинотеатральном бизнесе сейчас высокое: при примерно аналогичных по сравнению с прошлым годом сборах у кинотеатров растут издержки за счет роста арендной платы и стоимости обслуживания импортного оборудования. Впрочем, итоги первого полугодия не расстраивают, резюмирует господин Лужин: выросли и сборы, и посещение, и цены на билет.