Заведения общепита – популярный выбор для открытия своего бизнеса.
Накорми и напои: самые выгодные франшизы в сфере общепита
Александр Миридонов / Коммерсантъ

По данным NDP Group, 56% российских заведений, продающих фаст-фуд, открыты по франчайзингу. Forbes отобрал девять франшиз для тех, кто хочет открыть свое заведение. Все концепции прошли в полуфинал рейтинга «25 самых выгодных франшиз в России» – сюда не попали франшизы, не предоставившие финансовые показатели, а также те, у кого число закрытых точек за 2015 год превысило 50% от числа открытых. Франшизы оценивались по средней годовой выручке одной точки, по маржинальности и по соотношению прибыли и стартовых вложений – этот показатель позволяет рассчитать срок окупаемости франшизы.

 

Tea Funny

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2012

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 87/211

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 51/6

 

Стартовые инвестиции: 0,8 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 4,5 млн руб./2,9 млн руб.

 

Компания «Ти Фанни Ворлд» продает франшизу кафе «модных напитков» – «баббл ти» (коктейли на основе чая, кофе или молока с добавление сиропов, желе и желеобразных шариков с соком). Кафе Tea Funny появились уже в 75 городах России, Казахстана и Белоруссии. В компании обещают, что точку можно открыть всего за 21 день. Франчайзи-новички освобождаются от выплаты роялти, а со второго года начинают отчислять компании 4% от оборота. Показатели выручки и прибыли, указанные в рейтинге, не учитывают дополнительный ассортимент кафе.

 

BurgerCLUB

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2010

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 11/133

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 28/2

 

Стартовые инвестиции: 3,2 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 32,5 млн руб./2,75 млн руб.

 

Франшиза по торговле бургерами, закусками и салатами позволяет открыть точку на фудкорте торгового центра или отдельное кафе. Второй вариант франчайзи пока выбирают чаще – стационарных точек сейчас 65%. В компании обещают, что на открытие отдельного кафе уйдет около трех месяцев, а точку на фудкорте можно открыть вдвое быстрее. При этом выход на точку безубыточности в обоих случаях обещан через 1,5 месяца. В 2015 году BurgerCLUB открыл франчайзинговые точки в Китае, Шри-Ланке, Таджикистане и Кыргызстане, теперь в сети около 150 ресторанов.

 

«Шоколадница»

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2008

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 315/92

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 25/1

 

Стартовые инвестиции: 14 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 30 млн руб./4,8 млн руб.

 

«Шоколадница» – крупнейшая сеть кофеен в России, два года назад поглотившая основного конкурента, сеть «Кофе Хауз». Партнеров консультируют по подбору помещения для кофейни, строительству и оформлению документации, помогают обучать персонал и консультируют по управлению и продвижению ресторана. «Шоколадница» рекомендует партнерам открывать кофейни в городском центре и на главных улицах, в крупных деловых и торгово-развлекательных центрах, а также в кинотеатрах и аэропортах. Роялти составляет 7% от товарного оборота.

 

Coffeeshop Company

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2009

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 41/50

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 14/6

 

Стартовые инвестиции: 12 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 24 млн руб./6 млн руб.

 

Венский бренд Coffeeshop Company появился в России в 2008 году, тогда же были запущены первые собственные кофейни сети. Сейчас, помимо Москвы и Санкт-Петербурга, кафе открыты еще в 18 российских городах от Калининграда до Иркутска. Партнер может запустить полноценную кофейню или выбрать формат Corner, рассчитанный на продажу кофе с собой. Пока такие кофейни представлены только в Москве, но инвестиции в их открытие существенно меньше – в 4,3 млн рублей.

 

«Бодрый день»

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2012

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 8/131

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 45/10

 

Стартовые инвестиции: 0,5 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 1,7 млн руб./0,6 млн руб.

 

Сеть кафе по продаже кофе с собой и выпечки. В компании говорят, что их формат «замечателен тем, что обладает хорошей рентабельностью при небольших вложениях». Партнеры получают кофе и расходные материалы с собственного склада компании. Обязательный роялти отсутствует, но есть опциональная регулярная плата за автоматизацию (2% от оборота) и другие маркетинговые взносы.

 

«Суши Wok»

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2013

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 150/300

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 118/2

 

Стартовые инвестиции: 1,6 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 12 млн руб./1,8 млн руб.

 

Сеть точек по продаже суши, роллов, закусок и лапши на вынос. Первый магазин открылся в Санкт-Петербурге в 2011 году, а сейчас сеть называет себя крупнейшей в своем формате. Обещанный срок окупаемости – от полугода. В компании говорят, что до 80% прибыли приносят постоянные посетители, любители японской и паназиатской кухни. Партнер выплачивает роялти по фиксированной ставке – 2,5%.

 

«Крошка-Картошка»

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2002

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 121/143

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 33/35

 

Стартовые инвестиции: 5 млн руб.

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 12 млн руб./1,8 млн руб.

 

Партнеры сети кафе быстрого питания за год закрыли 35 точек, но лишь 12 из них были закрыты из-за увеличения цен на аренду. Остальные, как объясняют в компании, пострадали из-за действий московского правительства, активно реформировавшего рынок нестационарной торговли. «Крошка-Картошка» предлагает партнерам несколько форматов: мини-юнит на фудкорте, небольшое кафе-павильон и стационарное кафе на фудкорте. Роялти составляет 3-5% от товарооборота.

 

Стардог!s

 

Фото Михаила Метцеля / ТАСС

 

Запуск франшизы в России: 2003

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 12/825

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 278/10

 

Стартовые инвестиции: 0,35 млн руб

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 5 млн руб/0,6 млн руб

 

Сеть точек по продаже хот-догов предлагает партнерам сразу шесть форматов кафе: от «капсулы» в торговом центре до автобуфета. Оптимальные места для открытия «Стардог!s» – транспортные узлы, вокзалы, станции метро. В Москве и Московской области ежемесячный роялти составляет всего 1 000 рублей, партнеры в регионах же платят 3% от товарооборота по горячим блюдам и 1% от всего товарооборота.

 

33 пингвина

 

Фото DR

 

Запуск франшизы в России: 2006

 

Собственные/франчайзинговые точки на май 2016: 30/1340

 

Открытые/закрытые точки в 2015 году: 237/41

 

Стартовые инвестиции: 0,69 млн руб

 

Средняя выручка/прибыль точки в 2015 году: 2,76 млн руб/0,6 млн руб

 

Франчайзинговые точки кафе-мороженого открыты в 170 городах России, Казахстана, Белоруссии и Монголии. Помимо мороженого, в меню можно встретить молочные коктейли, горячие и прохладительные напитки и десерты. Партнеры могут открыть кафе-мороженое с посадочными местами или без них, мобильное или мини кафе или летний стационарный павильон. Роялти отсутствует.