Мы страшно боимся простоты и обрекаем себя на массу проблем.
Боязнь простоты и бессмысленные мучения в бизнесе
depositphotos.com

Скорее это даже не боязнь показаться простым, а боязнь показаться бедным. Поэтому мы окружаем себя массой нелепостей, усложняющих нашу жизнь. Начиная от ресторанов с авторскими интерьерами, вытягивающими инвестиции, которых потом не хватает на посуду и заканчивая фирменными стилями, о которые ломают головы дизайнеры и печатники. Безусловно, порой это необходимо для создания антуража и атмосферы – но так ли часто и на столько ли сложно?

 

В этом и проблема, что границы оценить весьма сложно. И мы добавляем сложности в попытке найти сбалансированное решение там, где надо бы убирать лишнее и добиваться простоты восприятия. Покупатели/потребители не оценят? Конечно, безусловно, обязательно... Если под простым фантиком будет скрываться серьмяжный продукт. Именно поэтому так сложно отстаивать лаконичные решения тем, кто плотно занимается рынком FMCG, например. Потому как в лаконичном решении приходится выставлять наружу смысл продукта, а в сложном – его можно завуалировать предметами декора. Как в ресторанах, сфокусированных на еде может вовсе не быть интерьера, но будут правильные приборы. Потому как через них мы взаимодействуем с продуктом. А если вы продаёте атмосферу – еда не важна. И по этим макерам легко определить фокус заведения и отличить хорошую еду от плохой: чем меньше нефункционального в интерьере – тем лучше еда. Универсальное правило, не работающее лишь в верхних сегментах, где прекрасно должно быть всё. Вы сами пользуетесь этим правилом, находясь на отдыхе в поисках аутентичной еды. Это – обычные "культурные коды". Но ведь они действуют не только в общепите.

 

Но сейчас мы не о том, как выбирают потребители. А о бессмысленных муках самого бизнеса. Стать простым, легким и ненавязчивым – это как сбросить пару десятков килограммов. Но стать простым и стать незаметным – это совершенно разные характеристики, которые мы часто ошибочно смешиваем. Лаконичность образа вовсе не означает того, что он тут же потеряется в конкурентной среде. Для этого, конечно, необходимо проанализировать и её саму, но в целом от упрощения большинство коммуникаций только выигрыает. А сколько времени (и средств) экономится для производителя.

 

Но вот в чем проблема: простота и лаконичность, минимализм, требует радикальных решений. Если вы просто уберете активные фоны и золотые узоры, вероятнее всего вы получите не минимализм, а унылое "г". Если уж идти наперекор традициям и сложившейся рыночной конъюнктуре, то заявлять о себе нужно более радикально. Но где взять на это силы? И, тяжко вздыхая, мы принимаемся усложнять и усложнять, чтобы никто ничего про нас не сказал. "Я бы рад, да они не поймут".

 

На смелые решения, которыми и являются упрощения, способны только сильные и уверенные в себе компании. Т.е. те, кто прекрасно разбирается в том, что делает. И опять мы возвращаемся к тому, что привлекательная простота становится универсальным маркером качества. Не потому что это именно "простота", а потому как простота – отличает. Конечно, есть и другие способы выделиться на фоне конкурентов, безусловно. Но лаконичность – самый рациональный из них. Хотя важно здесь вовсе не стремление выделиться... Не атрибутика выделяет компанию на рынке, а продукт. Атрибуты компании (стиль, интерьеры и т.д.) лишь намекают на то, что внутри. А когда "внутри" мы наполнены, то необходимость внешних уникальных атрибутов рассматривается совсем под иным углом – не с точки зрения конкурентного окружения, а с точки зрения понятных и прозрачных клиентских потребностей.

 

Другое дело в том, что сделать простоту не унылой – сложно. Нужны такие тонкие штрихи, которые не всем доступны. Это как раз хорошо заметно по архитектуре: нафигачить портиков и эрекров (например, в "петербургском стиле", провались он в ад) легко. А вот построить "коробку", от которой глаз не оторвать и которая станет частью культурного наследия – мы не умеем. Дорого и хлопотно. Поэтому в любой отрасли "портики и эркеры" – рулят. Хотя без них было бы лучше и проще.

 

slavinsky.livejournal.com