Я чуть более года назад писал в блоге про «визуальный мат» и хороший вкус в маркетинге, наблюдая лишь за тем, что происходит вокруг дома.
Тщетные усилия малого бизнеса
depositphotos.com

В дискуссии активно участвовал производитель «манекенов-промоутеров», откровенно разрушающих визуальное пространство и вторгающихся в твою жизнь бесцеремонно. Тот магазин закрылся полгода назад (естественно, никакой «манекен-промоутер» здесь не поможет), но пациентов вокруг явно прибавилось.

 

Пекарня, неистово предлагающая свою продукцию, включая окраску деревьев и поребриков (бывшие военные?), малевание на тротуарах и т.д. Её дополнил магазин товаров для животных, раскрасивший стены в ультра-яркие цвета… Смесь «продающего маркетинга» и отсутствия вкуса работает, не щадя никого. Линолеум на тропинках, рукописные вывески и много, много всего другого – нещадно губит вполне привлекательную зеленую зону.

 

У пекарни, постоянно следующей советам «гуру» с дешевых конференций и семинаров, можно встретить весь набор приёмов «Маркетинга без бюджета» и «Больше продаж от вашего бизнеса». Советы, безусловно, пустые, но сильно досаждающие окружающим. Ибо «кричать и корчиться» – это как раз удел малого бизнеса без мозгов.

 

Конечно, у таких компаний проблемы вовсе не от того, что они послушали Игоря Манна или Алекса Левитаса. Их проблема (их и подобных) – в плохом продукте, плохом месте, отвратительном сервисе, необязательности и непоследовательности. Но борются они не с ними, не с проблемами. Борются они… с покупателями. Отваживая их от себя различными «маркетинговыми фишками», «мясом», которое не дает возможности приличному человеку зайти в этот магазин.

 

Представьте себе ситуацию: перед вами два магазина с одним и тем же продуктом: один с приятным ненавязчивым дизайном, мелкой вывеской, ярким светом, привлекающим внимание, интересный внутри. Другой – обклеен кричащими вывесками, бьет себя в грудь, рассказывает о себе начиная за 50 метров… но убог внутри. Какой вывод сделает потенциальный покупатель?

 

Все зависит от места и цели? Не так сильно, как вы думаете. На дворе не начало 20-го века, когда вывеска была единственным способом донести информацию о себе. Но начало 20-го века в голове у предпринимателей, которые так считают. Хотя, надо отметить, что подобный «базарный» подход еще не так давно привлекал людей, которые боялись зайти в прилично выглядящий магазин. Их количество стремительно уменьшалось последние годы, и лишь благодаря губернатору-колхознику сейчас стабилизировалось: возрождение в Петербурге торговли с земли, из палаток и киосков – модный тренд в северной столице.

 

Но в любом случае нельзя все списывать на аудиторию… Малый бизнес учат, как зарабатывать деньги не парясь с продуктом. «Не надо хорошо, надо громко» – так учат на доступных малому бизнесу мероприятиях. Но эти ребята забывают, что бизнес – это еще и ответственность. И это похоже на «общественный договор»: безответственные популярные тренеры дают советы, которые не работают; малый бизнес платит за них и безответственно применяет; безответственные клиенты не приходят второй раз. Всем выгодно.

 

Страдает лишь только город. Среда обитания. Тот тесный мир вокруг, который ты стремишься сделать хоть немного комфортнее. А в него вторгаются продавцы плохим вкусом и плохими методами «манипулирования покупателями». Одно спасает: они долго не держатся. Ведь по тому как они подходят к окружающему пространству видно как они относятся к бизнесу и его клиентам. Вот где начинает работать «ответственность».

 

Нельзя получить ответную любовь (читай, постоянный спрос), подходя к своей работе, своему продукту и месту работы безответственно. К сожалению, это звенья одной цепи – разрушив одно, вы разрушите всю цепочку. Потому как покупатель о вашем к нему отношении делает вывод не только по вашему продукту и вашей улыбке.

 

«Контакт» начинается задолго до того, как вы поздороваетесь. Или не начинается. Что подтверждается частой сменой горемычных предпринимателей, действующих по одному и тому же лекалу от звездных лекторов.

 

Малому бизнесу пора одуматься, попробовать поискать проблему глубже, чем в «недостатке продаж». Ведь небольшие бизнесы, особенно работающие локально, только своим продуктом могут создавать себе клиентские потоки. И, надо отдать должное, такие примеры крохотных компаний тоже есть: те, в которые стоят очереди, те которые не нуждаются в рекламе, потому как не справляются с заказами. В чем их секрет? Почему-то в ответ на этот вопрос они пожимают плечами и просто говорят: «нам нравится делать свою работу хорошо». Может начать с этого?

 

Но вот в чем фишка: их «хорошо» сильно отличается от «хорошо» их горемычных коллег. Потому как они стараются сделать «хорошо» не себе, на тем, кто их окружает. И это не только покупатели.

 

slavinsky.livejournal.com