Цель жизненно необходима компании.
Ошибка выбора цели
depositphotos.com

Цель — это основа стратегии. Цель — это базис для создания рыночной позиции, цель — это то, что предопределяет ваш бизнес. Пару лет назад я увидел стратегию, написанную достаточно известным консультантом. Их целю было достижение количественных показателей к такому-то году. Т.е. они при помощи консультанта определили для себя устраивающую сумму (либо сам консультант её определил) и решили составить план достижения этой цели. Непонятно: то ли ребятам попался откровенный мошенник, то ли сами они захотели нарисовать больше денег…. Не суть. Важно совсем другое.

 

Они создали свою цель. С чистого листа. Без причин, без аргументации. И это заметно — сначала создать цель, потом под неё подвести красивые цифры. Это вполне себе возможно, если стратегические инструменты применять недобросовестно. Но ошибка лежит уже в основе — в том, что цель придумывается.

 

“Какими бы вы хотели быть?” — ответ на этот вопрос вовсе не цель. На его основе можно создавать видение компании, можно формулировать её философию. Но не цели. Цели компании всегда лежат внутри неё, в её истории. Будущее — в вашем прошлом. Почему так?

 

Достижение целей бизнеса возможно лишь прогрессивным путем — т.е. через развитие. И исследуя историю развития компании, пусть даже она насчитывает всего пять лет, можно понять, что же, собственно, движет бизнесом. Условно, мы работаем с уже крутящимся колесом, которое двигает компанию вперед. И наша задача — это понять не направление движения (и изменить его). Это потом, это вторично. В начале надо определить, за счет чего-же собственно оно крутится? Может ли оно поворачивать? Какие на нем покрышки, есть ли подвеска….

 

Если мы переводим эти вопросы в практическую плоскость, то исследование (целей) включает в себя поиск ответов на совершенно простые вопросы о бизнесе: на сколько ваш бизнес полезен, надежен, как он упрощает жизнь потребителям, на сколько вы честны и доверяют ли вам? Т.е. целеполагание через исследование — это прежде всего анализ репутации и рыночного положения компании.

 

Казалось бы, самая банальная мысль: для того, чтобы определить какими мы хотим стать, надо понять какие мы есть. Но как же она тяжело реализуется на практике. И сколько копий сломлено о то, что реальность оказывается куда менее приглядной, чем её описание из брифов. А цели оказываются недостижимы потому, что противоречат сущности бизнеса и его собственников. И тогда выбирается универсальный способ — выбирается “червонец, который всем нравится”. Т.е. деньги.

 

Но чтобы достичь финансовых целей (являющихся вторичными), надо сделать бизнес полезным, надежным, упрощающим жизнь потребителям, честным и вызывающим доверие. А это уже совсем другая история и совсем другие цели. Стать к 2020-му году компанией с безупречной репутацией, которой признательны клиенты и которую с радостью рекомендуют друг другу — это вам не достичь оборота в два миллиарда рублей.

 

И эта цель, пусть на чей-то взгляд слишком лиричная, скрывает под собой защищенную рыночную нишу, уникальное предложение и лидерство в сервисе. Надеюсь, так будет понятнее?

 

Но вот в чём проблема. Порой, чтобы достичь этой цели, проще начать бизнес с нуля. И это тоже стратегия. Но не созданная, не придуманная, а “открытая”, исследованная, раскрытая изнутри.

 

slavinsky.livejournal.com