Это все аэропортовые активы Арсена Канокова.
«Новапорт» покупает у «Аэроинвеста» аэропорты Минвод и Калининграда
Игорь Зарембо / РИА Новости

В среду, 6 июля, подписаны предварительные условия вхождения «Новапорта» в акционерный капитал аэропортов Минеральных Вод и Калининграда ("Храброво"), сообщила пресс-служба AEON Corporation (владеет 50% «Новапорта», принадлежит Роману Троценко) и подтвердил гендиректор «Аэроинвеста» (нынешний владелец аэропортов) Егор Соломатин. Сейчас дорабатываются финальные документы и идет закрытие сделки.

 

Минводы и «Храброво» - единственные аэропортовые активы «Аэроинвеста», который принадлежит сенатору от Кабардино-Балкарии, экс-президенту этой республики Арсену Канокову. Каноков контролирует группу «Синдика», которая инвестирует в основном в торговую недвижимость.

 

«Храброво» в прошлом году принял 1,5 млн пассажиров, аэропорт Минвод - 1,98 млн. Российские аэропорты в сделках за последние годы оцениваются примерно в 2800 руб. за каждого пассажира, при большой долговой нагрузке идет дисконт, рассказывал топ-менеджер аэропортового холдинга. «Аэроинвесту» принадлежит 100% «Храброво» и 60% УК «Международный аэропорт «Минеральные Воды», которая владеет аэропортом (40% у правительства Ставропольского края). Исходя из такой оценки сумма сделки может составить 7,6 млрд руб.

 

Сегодня первый вице-премьер Игорь Шувалов вместе с министром спорта Виталием Мутко и губернатором Калининградской области Николаем Цукановым осматривали объекты, строящиеся к чемпионату мира по футболу 2018 г. Аэропорт Калининграда «Храброво» им показывал председатель совета директоров «Новапорта» Троценко.

 

В настоящее время в «Храброво» расширяется терминал. По словам собеседника в облправительстве, Троценко доложил Шувалову, что сейчас на объекте работают 200 человек, в октябре он рассчитывает получить положительное заключение госэкспертизы на проект реконструкции, а сдать объект - в IV квартале 2017 г. Менеджер «Новапорта» подтвердил эти данные. По его словам, сейчас площадь пассажирского терминала в «Храброво» составляет около 13 000 кв. м, после реконструкции она увеличится до 39 000 кв. м, затраты на проект составят около 2,5 млрд руб., хотя эта цифра может увеличиться.

 

В России четыре аэропортовых холдинга, которые в острой конкурентной борьбе консолидируют крупные региональные аэропорты. «Храброво» «Аэроинвест» купил в 2012 г. у банка «Санкт-Петербург», причем на него претендовали и остальные игроки - «Новапорт», «Базэл аэро» (принадлежит «Базовому элементу» Олега Дерипаски и сингапурской Changi) и «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Аэропорт Минвод 13-й в России по пассажиропотоку, «Храброво» - 19-й.

 

Для «Новапорта» это будут 12-й и 13-й аэропорт в портфеле. Это первый случай в России, когда конкурирующие холдинги продают друг другу актив. «Аэроинвест» не справлялся с реконструкцией «Храброво», отставал от графиков, а так как объект входит в программу подготовки к ЧМ-2018, это вызывало недовольство областных и федеральных чиновников», - рассказывал топ-менеджер одного из холдингов. «Инициатором продажи был «Аэроинвест», они предложили цену, она нас устроила. Возможно, отставание в реконструкции было одним из мотивов», - рассказал собеседник в «Новапорте», не называя цену.

 

Соломатин говорит, что отставание совсем небольшое и причина не в нем: принято решение выйти из аэропортового бизнеса.

 

Выручка аэропорта «Минводы» в 2015 г. составила 1 млрд руб., чистая прибыль - 230 млн руб. АО «Аэропорт «Храброво» в 2014 г. (более поздних данных нет) выручил 1 млрд руб., получил чистой прибыли - 252 млн руб.