Совсем недавно я общался с интересным человеком. Крутая компания, почти тридцатилетняя история на рынке, опыт, уважение, клиентская база... и уходящая перспектива.
Увидеть будущее мешает опыт
depositphotos.com

Ситуация ровно такая же, как произошла сто лет назад с автомобилями (точнее, с лошадьми), потом с рынком стенографии, услугами телефонисток, пошивом одежды, нефасованными продуктами... список можно продолжать бесконечно. Рынок развивается так, что как бы ни были эксклюзивны твои услуги, на рынке всегда найдется ниша, внутри которой какое-либо типовое решение будет полностью удовлетворять потребность. Собственный портной против H&M. Кузовное ателье против Toyota. Вопрос лишь в том, как не просмотреть тренд на рынке, как не пропустить подрывную инновацию, которая не оставит камня на камне от твоего бизнеса.

 

Вся проблема в том, что сложнее всего это сделать тем, кто обладает знаниями, опытом и репутацией на существующем рынке текущего продукта. Большие против маленьких, старые против новых, зрелые против молодых. Дело не в зашоренности или корпоративной памяти. Дело не в производственном мышлении или просто самонадеянности. Нет. Просто такова наша природа: чем старше мы становимся (и как люди и как бизнес), тем большими стереотипами мы обрастаем. Мировоззрение приходит с опытом, становится позицией и... сужает восприятие. "Я знаю как будет лучше" – и действительно это правда. Только вот в чём проблема. Если у тебя 30-летний опыт строительства домов из кирпича, ты лидер своего сегмента. Но когда потребители переключаются на дома, построенные по каркасной технологии (дешевле, быстрее, эффективнее) – тренд не только в смене технологии. Чаще всего смена технологии производства является следствием смены потребительской парадигмы – просто требования к дому стали иные и дом из камня, построенный "на века" уже никого не интересует... Примеров тому – достаточно. Так не почувствовала эту смену Nokia, Evernote, Sony, GM... А ведь это по-настоящему крутые и очень опытные компании. И дело не в их неподвижности, дело в другом.

 

В том, что они оперировали лишь технологическими факторами конкуренции. Т.е. пытались словами Форда предложить "более быструю лошадь". Одно время назад так делали производители смартфонов, но, кажется, вовремя остановились. 7-ми дюймовый Galaxy или iPhone никто из рукава не достанет, надеюсь. Потому как не технические характеристики, а опыт потребления определеляет успешность того или иного продукта на рынке. А вот опыт производства, который сосредотачивается на "количественных инновациях" и помогает становиться всё круче и круче в своём деле – может сыграть дурную шутку. И вы станете лучшим производителем никому не нужного продукта на рынке. Почему? Да потому как с высоты собственного опыта производства (оказания услуги) не заметили смену способа удовлетворения потребности. Как в примере с домами – не кирпич плох, а люди изменились. И то, что измеились люди – можно осознать только "снаружи". Посмотрев над отраслью, над рынком.

 

Но опять - чем больше твой опыт, тем сложнее это сделать. Потому как с высоты собственного опыта очень просто оценить рыночных игроков, а не рыночные тренды. И этим и занимаются. Поднимаются над отраслью и выискивают недостатки и слабые стороны конкурентов там, где нужно искать новые формации потребителей. Ведь именно опыт позволяет быстро вынести суждение о профессионализме игрока в собственной отрасли, оценивая его технику, технологию, организацию, и сравнивая их со своими. А потребители? Благодаря опять же собственному опыту – потребителей достаточно в собственном окружении. Репутация и уважение дают легкий путь получения их мнения... И, конечно же, они с радостью подтвердят верность однажны выбранного вами пути... Всё – бизнес в ловушке. Довольные покупатели подталкивают вперед, оценка рынка подсказывает, что вы лидер.

 

Именно так и гибнут великие бизнесы, не говоря уже об остальных.

 

slavinsky.livejournal.com