Покупку страховки при оформлении кредита заемщик рассматривает либо как навязанную услугу, либо как защиту, на случай если он больше не сможет выполнять свои кредитные обязательства. И, погасив кредит досрочно, считает эту услугу излишней.
При досрочном погашении кредита получить страховую премию будет непросто
Сергей Киселев / Коммерсантъ

Но вернуть деньги за частично использованную страховку, как правило, не удается. Портал Банки.ру выяснял, что делать в таких случаях.

Срочно нужны были деньги, и пришлось брать потребительский кредит — 50 тысяч рублей. Из этой суммы мне еще вычли страховку в размере 7 500 рублей. Кредит я брал с целью срочного получения денег, с последующим досрочным погашением. На условия согласился, так как не было выбора. Застрахован я на два года, погасил через два месяца. Написал заявление на возврат денег за страховку, но мне сообщили, что ничего никому не возвращаем. Объясните, что делать? — подобных историй на форуме Банки.ру — десятки.

«Кредит на 700 тысяч рублей, из них 71 тысячу рублей банк взял за страховку. Единоразово. Естественно, отказаться от нее сразу можно было, только отказавшись и от кредита. В договоре со страховой прописано, что расторгнуть его мы можем по собственной инициативе в любой момент, но страховая премия возврату не подлежит», — пишут пользователи.

 

Банки.ру разбирался, зачем может понадобиться кредитная страховка, если вы досрочно погасили кредит, и как вернуть за нее деньги.

 

Шансы невелики

 

Валютная ипотечница Ирина Сафьянова, чтобы избавиться от ставшего слишком обременительным кредита, решила продать ипотечную квартиру. Как и многие ее «коллеги», перед продажей Ирина рефинансировала валютный долг в рубли, чтобы больше не зависеть от валютных колебаний. «А рефинанс — это абсолютно новый кредит, с новой страховкой, несмотря на то, что страховка по валютному кредиту еще действует», — объясняет Ирина. Рублевый кредит она погасила спустя месяц, продав жилье, и попыталась вернуть часть страховой премии (обязательная страховка предмета залога — квартиры — была приобретена на год).

 

«Но в страховой мне ответили, ссылаясь на статью 958 Гражданского кодекса, что могут вернуть только половину от уплаченной суммы — 7 300 рублей, несмотря на то что договор действовал всего один месяц из 12, — возмущается клиентка. — Остальные 50% составили расходы на ведение дела — секретарей, обучение агентов, бензин для курьера, который доставлял мне полис. Можно было бы пойти в суд, но я решила, что затраты времени и нервов будут больше, чем та сумма, которую я собираюсь отсудить».

 

Однако шансы на выигрыш подобного дела и в суде невелики, признает старший партнер юридической компании «Неделько и Партнеры» Ольга Саутина. Дело в том, что такое поведение страховой компании не противоречит закону. Согласно статье 958 ГК РФ, при досрочном расторжении договора страхования клиент имеет право на возврат части страховой премии, пропорциональной неиспользованному периоду, только в двух случаях. Это либо гибель застрахованного имущества (по причинам, не связанным со страховым случаем), либо прекращение предпринимательской деятельности, если страхование было связано с этой деятельностью.

 

«Досрочное погашение кредита в перечень этих оснований не входит. Иными словами, согласно ГК, гражданин имеет право досрочно расторгнуть договор страхования, но это происходит не по указанным причинам, — страховая компания имеет право деньги ему не возвращать, если иное не предусмотрено договором, — объясняет юрист. — Это касается всех договоров — как имущественного страхования, так и личного. Так что страховая компания Ирины предлагает еще лояльные условия: бывает, что страховщик абсолютно на законных основаниях может не возвращать вообще ничего. Эта норма ГК, конечно, несправедлива, но пока отменить ее никому не удалось. Положение даже обжаловалось в Конституционном суде, но КС не принял жалобу к рассмотрению, объяснив, что это не в его компетенции».

 

Получите ваши ноль рублей

 

Основное, что надо понять при попытке вернуть деньги за кредитную страховку, — продолжает ли она работать как страховка после того, как кредит погашен. Дело в том, что у полисов кредитного страхования существует два варианта страховых сумм — снижающаяся и плоская, поясняет генеральный директор страховой компании «Сбербанк страхование жизни» Максим Чернин.

В первом случае страховая сумма равна фактической задолженности по кредиту на дату наступления страхового события, и если человек погасил кредит досрочно — страховая сумма в таком случае становится равна нулю, — рассказывает эксперт. — Менее часто встречающийся вариант на рынке — плоская страховая сумма, которая остается неизменной на весь срок кредитования и равна сумме первоначального кредита. Если с клиентом что-то случается — часть выплаты идет на погашение кредита (в размере задолженности), а часть — человек или его родственники получают на свой счет. Мы отказались от снижающейся страховой суммы и ввели по своим продуктам страхования жизни по потребительскому кредитованию плоскую страховую сумму.

Несмотря на то что, по словам юристов, судебная практика при возврате страховой премии для клиентов в целом неутешительна, есть и положительные прецеденты. Так, 1 апреля 2016 года судебная коллегия Верховного суда Республики Коми вынесла апелляционное определение, признав правомерными требования заемщика, досрочно погасившего кредит, на возврат пропорциональной части страховой премии. Судебная коллегия основывалась как раз на том условии договора страхования, по которому страховая сумма обнуляется при отсутствии задолженности заемщика по кредитному договору.

 

«При таких обстоятельствах нельзя рассматривать спорные договоры страхования жизни, здоровья, трудоспособности и финансовых рисков истца как самостоятельные, направленные лишь на защиту указанных ценностей», — говорится в определении судебной коллегии. Эти договоры являются дополнительными по отношению к кредитным договорам, так как направлены только на обеспечение способности заемщика исполнять обязательства по кредитам, рассудила коллегия.

 

Иная ситуация с полисами с плоской, то есть неизменной страховой суммой. По словам Максима Чернина, случаи отказа от таких страховок встречаются гораздо реже.

Если покупка полиса была осознанным решением клиента, то вопрос его финансовой защиты не заканчивается в момент погашения кредита
Максим Чернин, генеральный директор «Сбербанк страхование жизни»

«Если часть срока страхования уже прошла — сумма возврата все равно будет небольшая. А если не расторгать договор, то полис страхования жизни действует до конца срока. Если покупка полиса была осознанным решением клиента, то вопрос его финансовой защиты не заканчивается в момент погашения кредита. Обычно причина возвратов — когда клиент не до конца понял, что он купил, а потом перечитал договор дома или с кем-то посоветовался. Этот вопрос решается (и уже решился) через введение периода охлаждения», — говорит эксперт.

 

Если вы охладели к полису

 

С 1 июня 2016 года вступило в силу указание Банка России о периоде охлаждения — возможности в течение пяти рабочих дней отказаться от договора добровольного страхования и полностью вернуть страховую премию. Придумана эта возможность для борьбы с навязыванием страховок, ведь отказаться от страховки в момент самого оформления кредита зачастую практически нереально. Обязательным при оформлении кредита является только страхование предмета залога, а личное страхование — жизни и здоровья — дело добровольное.

 

Судя по имеющимся отзывам пользователей Банки.ру, период охлаждения работает: если банк настаивает на страховке, ее можно оформить, а на следующий день обратиться за возвратом. «Через дней 8 всю сумму страховки перевели на счет, процент по кредиту не изменился», — отписался о результатах такого опыта один из пользователей.

 

Судьба процентной ставки в этом случае зависит от условий банка. В опрошенных порталом Банки.ру кредитных учреждениях условий кредитования в связи со вступлением в силу указания ЦБ не меняли: в ряде банков процентная ставка по-прежнему зависит от наличия страховки, в других — по-прежнему не зависит.

 

Так, в Промсвязьбанке расторжение договора страхования служит основанием для повышения процентной ставки как по ипотеке, так и по потребительским кредитам, рассказала директор по депозитным и расчетным продуктам Промсвязьбанка Наталья Волошина. В банке «Открытие» наличие или отсутствие страхования не влияет на ставку по потребкредиту, а вот в ипотеке отказ от добровольного личного страхования или титула ведет к повышению ставки со следующего месяца, говорит директор управления развития пассивных и комиссионных продуктов Александра Барановская. В «Альфа-Банке» ответили, что ставка по кредиту от наличия страховки не зависит. В Московском Кредитном Банке рассказали, что при отказе от страхования при потребительском кредитовании, ипотеке и автокредитовании ставка по кредиту увеличивается. «Это условие действует уже давно, и с вводом периода охлаждения ничего не поменялось», — говорит представитель МКБ.

 

Страховщики в свою очередь не отмечают всплеска отказов от страховок в связи с введением периода охлаждения. «От страхователей поступают запросы на консультации по этому поводу, но реально расторгнутых договоров у нас пока нет. Мы это связываем с грамотной разъяснительной работой, проводимой кредитными менеджерами и сотрудниками страховой компании при заключении договоров страхования», — комментирует руководитель управления по связям с общественностью СОГАЗа Екатерина Двойникова. В «АльфаСтраховании» при продаже коробочных продуктов действует отсрочка вступления договора в силу до 16 дней. «Этого времени, во-первых, достаточно для того, чтобы клиент смог обратиться в страховую компанию и расторгнуть договор, во-вторых, такой период снижает наш собственный риск. Таким образом, мы не столкнулись с чем-то новым для себя», — говорит представитель компании. В «РЕСО-Гарантии» с 1 июня было аннулировано 11 договоров — менее 0,03% от общего количества полисов по страхованию жизни заемщика и 1% по страхованию ипотеки.

 

Подводные камни

 

Однако еще до введения обязательного периода охлаждения банки изобрели способ избежать возврата полной суммы страховки, предупреждают в Союзе по защите прав потребителей финансовых услуг (Финпотребсоюз).

 

«Есть практика, когда за страховку банк берет относительно небольшие деньги, например 20 тысяч рублей при сумме кредита 1 миллион рублей, и плюс берет 80 тысяч рублей за услугу по подключению к программе страхования. Да, человек вправе воспользоваться периодом охлаждения, но вернут ему 20 тысяч рублей, а не 100 тысяч, ведь возврату подлежит только страховая премия. 80 тысяч рублей останутся у банка», — предупреждает руководитель банковской секции Финпотребсоюза Михаил Беляев.

 

Юридически ограничить такие схемы можно, но наверняка найдутся новые «пути обхода», считает он. «Когда банкам запретили брать комиссию за выдачу кредита и ведение ссудного счета, они через навязывание страховки компенсировали недополученную прибыль, — рассуждает Михаил Беляев. — А страховые компании, проникая в сферу банкострахования, идут на поводу у банков. Потому что банк, даже средний — это очень заманчивая площадка для продвижения услуг страхования».

 

Что делать?

 

Страхователи вынуждены принимать те условия договора, которые в одностороннем порядке предлагает компания. Единственное, на что под силу повлиять клиенту, — выбрать страховщика с более-менее лояльными условиями, указывает Ольга Саутина. А с точки зрения возможности вернуть деньги при досрочном расторжении клиенту приходится выбирать между «плохими и очень плохими условиями», констатирует она.

Клиенту приходится выбирать между плохими и очень плохими условиями возврата части страховой премии
Ольга Саутина, старший партнер юридической фирмы «Неделько и Партнеры»

«Нужно максимально внимательно читать не только то, что написано в полисе, но и просить распечатать правила страхования, — советует юрист. — Правила часто меняются, и в момент возникновения спорной ситуации можно не найти на сайте компании ту редакцию, которая действовала тогда, когда заключался договор. Нужно смотреть, каким образом страховая компания возвращает или не возвращает средства в случае досрочного расторжения и каким образом рассчитывается эта сумма».

 

Заемщикам необязательно покупать автоматически предлагаемую банком страховку: можно пойти на открытый рынок и оформить полис на подходящих условиях, рекомендуют в Финпотребсоюзе. Нужно также помнить, что стоимость, например, страхования жизни не включается в полную стоимость кредита — при расчете ПСК учитывается только стоимость обязательного страхования (например, страхования предмета залога).

 

При крупных, ипотечных кредитах правильнее приобретать страховку на каждый год, но не забывать ее продлевать, советует Максим Чернин, а при небольших потребительских кредитах имеет смысл застраховаться на весь срок. «Если человек берет кредит с расчетом на то, что он его погасит через короткий период времени, приобретение полиса на длительный срок, возможно, не самое оптимальное для него решение», — объясняет он.

 

При этом не стоит относиться к страховке исключительно как к лишнему побору, говорят эксперты. «Страховка при кредитовании — это в принципе хорошо. Значительная часть сегодняшних банкротов — это люди, которые не рассчитали свои силы, в том числе и физические. Главное, чтобы такая страховка оформлялась по-настоящему добровольно и предоставлялась на рыночных конкурентных условиях», — подытоживает Михаил Беляев из Финпотребсоюза.

 

Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru