Страховой бизнес в России последние три года переживает серьезный кризис. Центробанк провел достаточно глубокую зачистку страхового рынка от компаний, которые оказались несостоятельными в современных условиях.
Банк «Югра» готов к экспансии на страховом рынке России
Анатолий Жданов / Коммерсантъ

Более того, массовый отзыв лицензий продолжился и в этом году, с начала января количество страховых компаний, которые лишились лицензии, приближается к 40, и, как считают в "Югре", это хороший момент для создания собственной страховой структуры.

 

Ее возглавит Юрий Гусев, который до недавнего времени был председателем правления банка "Югра". Он известен тем, что в период, когда Банк России активно отзывал лицензии у небольших региональных банков, реализовал программу развития филиальной сети, в результате чего банк "Югра" из региональной финансовой структуры перерос в федеральную, а основным источником средств стали вкладчики, число которых многократно возросло. Не исключено, что Гусев намерен реализовать аналогичную агрессивную стратегию экспансии, которая позволит "Югре" стать одним из крупнейших игроков этого рынка.

 

По словам самого Гусева, планируемая экспансия в данной отрасли не слишком рискованная, поскольку страховой рынок "достиг дна" и перед новыми игроками открываются широкие перспективы, поэтому акционеры банка и поддержали это решение.

Массированный отзыв лицензий у страховых компаний в этом году продолжится, - заявил Гусев, - однако к концу года можно будет уже говорить о завершении зачистки рынка. Концентрация доли рынка в руках крупных игроков только возрастет, однако в этих условиях есть хорошие шансы побороться за нее, учитывая, что отток компаний из этого бизнеса будет продолжаться.

Зачистка рынка от слабых и недобросовестных игроков, в результате которой началось перераспределение спроса страхователей в пользу крупных и надежных компаний привели к его концентрации. Согласно данным Банка России, на 20 крупнейших страховщиков по премиям приходится более 80% от совокупных взносов по итогам первого квартала, в прошлом году этот показатель составлял 78%.

 

Как отмечает президент банка "Югра" Алексей Нефедов, кризис на страховом рынке подготовил хорошую почву для создания нового игрока, начальные позиции которого будут закреплены за счет каналов развития самого банка.

Банки являются ключевым каналом продажи страховых продуктов, а в кризисных условиях - единственным источником для развития страхового бизнеса. Фактически, банк предоставляет для страховой компании широкий канал для продаж, и на начальном этапе мы будем максимально использовать этот ресурс, - заявил Нефедов.

В то же время он отметил, что Гусев предоставил топ-менеджменту глубоко проработанную стратегию развития этого бизнеса, предполагающую охват "аудитории", которая находится и за пределами клиентской базы "Югры". По его словам, у руководства банка серьезные надежды на это направление, учитывая опыт Гусева по работе на расширение бизнеса в кризисных условиях.

 

Стоит отметить, что все больше экспертов указывает на начало оживления на страховом рынке. По итогам первого квартала текущего года был зафиксирован прирост страховых сборов на 12,8%. Значительную роль в столь позитивной динамике сыграл "эффект низкой базы", поскольку первый квартал 2015 года оказался крайне тяжелым для рынка страхования, но все же, эксперты уверены, что оживление продолжится, и по итогам года прост показателя составит 5-7%.

 

"Российская экономика демонстрирует признаки оживления, мы видим небольшое увеличение объемов кредитования, рост интереса к финансовым услугам и страхованию в частности. Пока этот процесс еще не стабилизировался, но как только экономика начнет расти и ключевые макроэкономические показатели выйдут в положительную зону, на мой взгляд, годовые темпы роста страхового рынка могут достигнуть двузначных значений", - заявил Нефедов.

 

Однако, как отметил Гусев, бизнес-план, подготовленный им для топ-менеджмента банка, предполагает куда более скромный прогноз относительно динамики роста страхового рынка.

 

"Мы опирались на оценки экспертов, согласно которым темпы роста номинального объема российского страхового рынка будут находиться в пределах 2-5%. А если учитывать темпы инфляции, речь идет о сокращении рынка. Однако, даже при таком не столь радужном прогнозе, потенциал у намеченного нами выхода на страховой рынок довольно ощутимый", - заявил Гусев.