Уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов просит президента Владимира Путина дать дополнительное время поставщикам и торговым сетям, чтобы они успели привести свои контракты в соответствие с новыми требованиями закона "О торговле".
Президента попросили о переходном периоде в законе «О торговле»
Александр Петросян / Коммерсантъ

Спешная корректировка таких договоров может повлечь перебои с поставками продуктов, нарушение сроков оплаты и массу иных предпринимательских рисков, утверждает бизнес-омбудсмен. В свою очередь, Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) просит спикера Совета федерации Валентину Матвиенко провести "тщательный анализ экономических последствий" законопроекта.

 

 

"Ъ" ознакомился с проектом обращения бизнес-омбудсмена Бориса Титова к Владимиру Путину, в котором он просит президента продлить переходный период для вступления в силу поправок к закону "О торговле". Законопроект, который Совет федерации может утвердить уже сегодня, ограничивает совокупный размер выплат, взимаемых ритейлерами с поставщиков, 5% от цены закупленного товара. В эту сумму может входить стоимость рекламных, маркетинговых, логистических и других услуг, а также так называемый ретробонус (премия за объем закупки). По действующему закону премия только за объем закупки могла составлять 10%, остальные расчеты не были регламентированы совсем. Кроме этого законопроект сокращает сроки оплаты товаров до 8-30 дней вместо действующих 10-45 в зависимости от длительности хранения продукции. Депутаты дали участникам рынка десять дней (после официальной публикации закона) на переход к новым правилам и полгода (до 1 января 2017 года) на приведение действующих договоров в соответствие с обновленным законодательством.

 

Но корректировка сложившихся отношений поставщиков и торговых сетей в указанные сроки может повлечь нарушение графика поставок, сроков оплаты по договорам, иные предпринимательские риски, и по этой причине вышеуказанные сроки приведения договоров поставки и иных договоров в соответствие с новым регулированием необходимо продлить, утверждает в своем обращении к президенту Борис Титов. По его мнению, переходный период для перезаключения действующих договоров должен быть продлен как минимум до 1 июля 2017 года.

 

"Новый закон кардинально меняет концепцию взаимоотношений поставщиков и сетей, конечно, необходим переходный период",— соглашает председатель правления "Союзмолока" Андрей Даниленко. По его словам, сжатые сроки могут отрицательно сказаться на конкуренции на рынке: "У кого-то окажутся лучшие условия, кто-то успеет заключить договоры по старым правилам, кто-то — нет". Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отмечает, что участники Межотраслевого экспертного совета (объединяет поставщиков и сети) пришли к выводу, что переход на договоры, соответствующие новому закону, было бы целесообразно осуществить с начала нового финансового года — с 1 января. Гендиректор "Фудлэнда" (производитель и дистрибутор сыров и мясных деликатесов) Максим Поляков говорит, что часть сетей уже обсуждает с компанией условия работы по новому закону.

 

 

В Ассоциации компаний розничной торговли считают предложение господина Титова "половинчатым". "Через десять дней ни один ритейлер или поставщик не сформулирует новых договорных условий",— предупреждает глава объединения Илья Ломакин-Румянцев. По его словам, крупная сеть в месяц заключает 100-150 новых контрактов. АКОРТ предлагает более кардинально пересмотреть законопроект. Господин Ломакин-Румянцев направил письмо председателю Совета федерации Валентине Матвиенко с просьбой провести "тщательный анализ экономических последствий" поправок к закону "О торговле" и "не допустить принятия законопроекта в текущей редакции", сообщается на сайте АКОРТ. В частности, в процессе голосования в Госдуме по поправкам к законопроекту не была учтена позиция правительства РФ относительно возможности заключать договоры на получение региональными производителями логистических услуг. "Фактический запрет на логистику приведет к разрыву единого экономического пространства, создаст физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между регионами, остановит развитие инфраструктуры оптово-распределительных центров, поставив под сомнение не только поддержку фермеров, но и достижение декларируемых целей продовольственной безопасности",— перечисляет господин Ломакин-Румянцев.