Современный подход к дизайну требует, чтобы при создании его объектов учитывалось не только что мы создаём, но и как, из чего, и какими силами.
Clean design как преимущество на рынке, где сложно выбирать
depositphotos.com

Нетоксичные материалы, безопасный труд, минимум отходов и вреда окружающей среде – это уже забота дизайнера, который проектирует не только результат, но и процесс.  Конечно, это отдельная работа, но именно она ценится на рынке больше всего. Помните пример, который часто приводит Джонатан Айв? Вырубая из куска металла корпус iMac, мы получаем не только отверстие под монитор, но еще и корпус для MacBook...

 

Спроектировать не одно изделие, а всю линейку, создать не только продукт, но еще и систему его утилизации, решив попутно несколько экологических проблем, социальных и экономических – это и называется Sustainable design. Его менее объемная часть, учитывающая лишь материалы и производственный процесс встречается под названием clean design (чистый дизайн). Возобновляемые ресурсы в качестве материалов, 100%-ная переработка, эмоциональная долговечность – становятся атрибутами совершенно новых продуктов.

 

Если рассматривать два подхода к дизайну, "американский" декораторский и "европейский" функциональный, то, конечно, и sustainable и clean design – это атрибуты функционального подхода, но он все больше и больше влияет на дизайнеров американской школы и... конечных потребителей. Мода на лаконичные, простые и "здоровые" вещи растёт. Но за счет чего? И это самое интересное...

 

Представьте, что перед вами стоят два одинаково простых и лаконичных стула. Внешне – идентичны. Пусть один сделан в Китае и стоит 95 долларов, другой - в Скандинавии и стоит 1000. ("Ты чо, дурак? Конечно возьму фейк за 95!"). К счастью, так мыслят далеко не все. Точнее, совсем не все (За 100 можно купить стул куда богаче). Для аудитории, которая уже научилась потреблять грамотно и не покупает "на последние" – процесс производства становится важным и уникальным отличием одной компании от другой. А теперь представьте, что тот же стул, выполненный из 100%-но возобновляемых ресурсов по щадящей природу технологии, не токсичный, гипоаллергенный и т.д. и т.п. стоит не 1000, а 100. Такое тоже возможно – потому как цена вопроса в большинстве случаев оказывается не так и высока: работа стоит куда больше, чем материалы. Конечно, я слегка гипертрофирую :-)

 

Но при этом, когда перед вами стоят два совершенно одинаковых продукта, не их опыт потребления, не их особые "товарные" ценности, а их процесс производства может стать определяющим фактром в выборе. Я помню, как в московском (что-ли) метро давным-давно предлагали овощерезки по 10 рублей, заявляя, что сделаны они в Петербурге.  Видимо, это было ценностью с точки зрения аудитории, которую тонко чувствуют подземные воротила бизнеса. Примеров вокруг вы можете найти массу,  а работает такой подход куда эффективнее изрядно подкисшего импортозаместительно-патриотического. Не в пику кому-то, не потому как "свои", а потому как процесс понятен, прозрачен и безопасен. Более того, выбирая данный продукт, ты совершаешь поступок. Помните рекламу McDonald's и его акции, где с каждой покупки определенная сумма уходила в российские детские дома? И примеры такого бизнеса я уже приводил в блоге.

 

А если такой механизм работает, значит его нужно использовать. А как использовать – об этом прежде всего необходимо подумать на стадии дизайна. Создавая тот самый clean design, который позволяет не давать обещания, а наглядно показывать свой подход еще до момента покупки. И это уже элемент дизайна взаимодействия (interactive design). "Поверь, попробуй и проверь" – говорить обычная реклама. "Посмотри как, из чего и зачем мы это сделали" – говорит подобный подход. Т.е. процесс уже начался задолго до покупки. В него необходимо просто включиться, внести свой вклад, попутно удовлетворив собственную потребность.

 

Разве это не круто, например, купить в кризис Rolls-Royce и обеспечить работой несколько сотен ребят из Гудвуда? Хотя, пожалуй, примеры можно найти и по-приземленнее: "покупай локальное" – это пустой призыв, если под ним нет того самого clean design. Ведь может порой лучше выбрать что-то "не местное", тем самым внеся свой вклад в сохранение экологии региона, избавив его от вредного производства :-)

 

slavinsky.livejournal.com