Власти пытаются нагнать сроки исполнения федеральной целевой программы.
Крым и Севастополь торопят с развитием
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Как стало известно "Ъ", к 30 июня крымские власти должны устранить все нарушения плана-графика ФЦП "Социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года". Такое обещание чиновники дали вице-премьеру Дмитрию Козаку во время последнего профильного совещания. Для сокращения отставания сроков исполнения программы были приняты экстренные меры: в Севастополе, например, в некоторых случаях единственного исполнителя работ отныне можно отбирать не по конкурсу, а назначать распоряжением правительства города.

 

О существующих проблемах реализации ФЦП "Ъ" рассказали два федеральных чиновника.

В конце 2015 года местными властями были сорваны планы-графики по размещению конкурсных процедур, утвержденные правительством РФ,— говорит один из собеседников "Ъ".— Сейчас ситуация не проще. Мы дали возможность нашим крымским и севастопольским коллегам работать в 2016 году по упрощенной системе закупок (внеся поправки в закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.— "Ъ"), но планы опять не выполняются.

Так, по его данным, в марте правительство Севастополя должно было провести все конкурсы, а в апреле — заключить контракты. Он уточнил, что этот вопрос затрагивался 27 мая на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака: в протоколе, копия которого имеется в распоряжении "Ъ", утверждается, что глава Крыма и губернатор Севастополя обязуются до 30 июня обеспечить "безусловное устранение допущенных нарушений" плана-графика ФЦП. Но к концу июня правительству Севастополя удалось заключить всего лишь несколько контрактов, остальные позиции плана-графика съехали. Например, планируемое заключение двух госконтрактов (на удлинение причала N56 в Малом Инкермане и на реконструкцию паромного пирса N11 с двумя литерными причалами на Северной стороне) запланировано на июль. Некоторые торги и вовсе были приостановлены по решению Федеральной антимонопольной службы (ФАС): например, контракты на возведение модульных врачебных амбулаторий в селах Терновка, Верхнесадовое, Солнечный, Осипенко и Орлиное.

 

Для ускорения процесса размещения заказов и контрактации в рамках ФЦП правительство РФ было вынуждено упрощать схему взаимодействия, утверждают собеседники "Ъ": Совмину Крыма, правительству Севастополя и Минэкономразвития при обосновании инвестпроектов в порядке исключения разрешили использовать "особый механизм". Так, в случае отсутствия проектов, имеющих положительные заключения "Главгосэкспертизы", им разрешается использовать информацию о проектах-аналогах, а в случае отсутствия таковых — технико-экономическое обоснование инвестпроекта, подготовленное на основе действующих сметных нормативов.

Минстрою поручено обеспечивать проведение технологического и ценового аудита обоснований в 20-дневный срок со дня поступления документов в "Главгосэкспертизу",— говорит собеседник "Ъ", участвовавший в совещании у Дмитрия Козака.

Всех проблем это не решит, уточняет он: у Минстроя есть реестр типовых объектов, но в каждом регионе имеются свои нюансы (климатические условия, стройматериалы и т. д.), поэтому "штамповать" проекты не получится.

 

Власти Севастополя постарались решить проблему с ФЦП достаточно радикально. Так, 21 июня Сергей Меняйло подписал постановление 612-ПП, согласно которому определять единственного исполнителя госконтракта стало возможным по распоряжению правительства Севастополя (то есть без объявления конкурса). Обосновывая эту идею, чиновники городского правительства утверждали: принятие такой меры позволит сократить сроки реализации ФЦП. Выгоду от этого видели не все: по сведениям "Ъ", 16 июня первый заместитель прокурора Севастополя Владимир Агапов написал в правительство города письмо, в котором выражал свои опасения относительно выбора исполнителя госконтракта неконкурентным способом. Свои опасения высказали и в ФАС — там посчитали, что применение такой схемы приведет "к нехорошим последствиям". Источник "Ъ", близкий к крымскому полпредству, говорит, что использование "неконкурентных методов" в существующей обстановке несет в себе определенные "коррупционные риски", но признает: "Это единственный способ выйти на нормальное планирование и реализацию ФЦП, на что-то другое у нас уже нет времени".

 

Иван Сафронов