Российским партнером TNS Russia может стать госкомпания ВЦИОМ, дочерняя структура которой, как предполагается, приобретет 80% телеизмерителя у его британских акционеров — холдинга WPP.
ВЦИОМ стал основным претендентом на покупку телеизмерителя TNS Russia
Виктор Коротаев / Коммерсантъ

Искать покупателя TNS Russia вынудил стремительно принятый на прошлой неделе закон, по которому для продолжения работы компании придется снизить долю иностранного участия до 20%. Рекламодатели надеются, что сделка обеспечит преемственность данных о телерейтингах.

 

О том, что покупатель для TNS Russia найден, "Ъ" рассказали топ-менеджеры двух крупных медиахолдингов: по их словам, им, скорее всего, станет дочерняя структура ВЦИОМ — ООО "ВЦИОМ Медиа". Предполагается, что эта компания купит 80% бизнеса TNS Russia, говорит один из собеседников. "Пока на салфетке подписали",— слышал о стадии договоренностей руководитель федерального телеканала. Процесс продажи завершится "ближе к зиме", полагает он. Собеседник "Ъ" в области телеизмерений также подтверждает, что ВЦИОМ ведет переговоры о партнерстве с TNS Russia, подчеркивая, что окончательная конфигурация сделки еще не утверждена.

 

Гендиректор "ВЦИОМ Медиа" Алексей Малинин и председатель правления ВЦИОМа Константин Абрамов отказались от комментариев. Так же поступили и в TNS Russia. В Федеральную антимонопольную службу ходатайств о покупке структур TNS Russia не поступало.

 

"ВЦИОМ Медиа" учреждена в апреле. Компания на 10% принадлежит государственному АО ВЦИОМ и на 90% — его дочернему фонду ВЦИОМ. Выручка фонда в 2014 году составила 195 млн руб., АО ВЦИОМ — 228 млн руб. Для сравнения: выручка ЗАО "ТНС Гэллап Медиа" за 2014 год составила 1,47 млрд руб., ЗАО "ТНС Маркетинговый информационный центр" — 1,098 млрд руб., ЗАО "ТНС Гэллап Эдфакт" — 617 млн руб. Эти компании контролируются британским холдингом WPP. Получается, выручка всего TNS Russia в 2014 году могла составить около 3,2 млрд руб. На какие средства ВЦИОМ будет покупать компанию с выручкой, на порядок превышающую его собственную, собеседникам "Ъ" неизвестно.

 

TNS Russia — общепризнанный телеизмеритель: по его данным уже 20 лет закупается реклама на ТВ, чей объем составил в прошлом году 137 млрд руб. Искать покупателя для TNS Russia британцам пришлось в связи с принятым на прошлой неделе Госдумой законопроектом, запрещающим иностранным компаниям измерять аудиторию российского ТВ. По замыслу депутатов, к 1 января 2017 года Роскомнадзор должен выбрать одного или нескольких телеизмерителей, каждый из которых не более чем на 20% будет принадлежать иностранным акционерам. Остальные критерии отбора определит само ведомство. Данные такого измерителя станут обязательными для использования участниками рынка с 1 сентября 2017 года.

 

Для ВЦИОМа, специализирующегося на социологических исследованиях, телеизмерения долгое время были побочным направлением работы. В прошлом году было решено развивать это направление полноценно, для чего и была зарегистрирована "дочка", говорит собеседник в компании. Сейчас у фонда действует панель в Тюменской области, добавляет он.

 

Руководители телеканалов периодически критикуют TNS Russia за результаты измерений; самый бескомпромиссный противник — "Первый канал", считающий технологию компании устаревшей, а измерения нерелевантными для всей страны. Но TNS Russia как никакому другому измерителю в России доверяют западные рекламодатели, чьи бюджеты обеспечивают 80% рынка телерекламы в стране, рассуждает топ-менеджер крупной медиакомпании.

Для рекламодателя важны преемственность данных, которая должна быть сохранена, и прозрачность измерений, а также возможность дальнейшего развития и расширения теле- и онлайн-измерений, над чем TNS упорно трудился последнее время,— добавляет директор по корпоративным отношениям Unilever (Rexona, Lipton, Calve и др.) Ирина Бахтина.

Продажа TNS Russia российскому партнеру сохранит панель и сделает измерителя более сговорчивым в части ее улучшения, надеется топ-менеджер одной из телекомпаний.

Мы чрезвычайно разочарованы принятием нового закона, но уважаем решение российского парламента и посмотрим, что можно предпринять, чтобы исполнить закон в отведенное время. По нашему стратегическому видению, медиаизмерениями должны заниматься независимые компании. Нельзя быть одновременно арбитром и игроком,— заявил в пятницу представитель WPP.