Госкорпорация готова простить долги АвтоВАЗа или конвертировать их в акции.
«Ростех» готов простить долги АвтоВАЗа
Игорь Черников / Коммерсантъ

«Ростех» предложил свою схему спасения убыточного АвтоВАЗа: госкорпорация готова простить автоконцерну долг 20 млрд руб., а еще 31 млрд руб. кредитов — конвертировать в капитал компании. Другой механизм помощи АвтоВАЗу — новые кредиты от контролирующего акционера Renault — не был принят собранием акционеров из-за отсутствия кворума. Окончательное решение по долгам АвтоВАЗа должно появиться в начале сентября.

 

«Ростех» предлагает списать 20 млрд руб. долгов АвтоВАЗа, заявил в четверг заместитель гендиректора госкорпорации Сергей Скворцов на годовом собрании акционеров автоконцерна. Общий долг АвтоВАЗа перед «Ростехом» составляет 51 млрд руб., а оставшиеся 31 млрд руб. корпорация предлагает конвертировать в капитал автозавода. Окончательное решение по этому вопросу должно принимать правительство и Renault-Nissan, контролирующий АвтоВАЗ. В госкорпорации надеются, что договоренности по вопросу будут достигнуты к началу сентября.

 

Renault-Nissan получил контроль над АвтоВАЗом в 2014 году через СП с «Ростехом» Alliance Rostec Auto BV. На конец 2015 года СП владело 74,51% акций АвтоВАЗа, доля Renault в Alliance Rostec Auto BV — 50% минус одна акция, еще 17,13% — у Nissan и 32,87% — у «Ростеха». Уставный капитал АвтоВАЗа — 11,4 млрд руб.

 

В первом квартале 2016 года чистый убыток АвтоВАЗа по МСФО вырос в 48 раз год к году, до 8,5 млрд руб., выручка снизилась на 20,8%, до 38,4 млрд руб. Текущие обязательства группы на конец марта — 128,5 млрд руб., долгосрочные — 61,7 млрд руб. По итогам 2015 года АвтоВАЗ также показал рекордный убыток, выросший за год втрое, до 73,8 млрд руб., выручка группы сократилась на 8%, до 176,5 млрд руб. Основными причинами убытка на АвтоВАЗе назывались «продолжающееся падение российского авторынка и рост стоимости материалов и компонентов».

 

По данным Ассоциации европейского бизнеса, спад продаж легковых автомобилей и LCV в январе—мае составил 14,7%, до 548,1 тыс. машин. В 2015 году продажи АвтоВАЗа снизились на 31%, до 269,1 тыс. автомобилей, в январе—мае этого года продажи Lada упали на 11%, до 102,1 тыс. штук.

 

 

Свое решение о списании долгов в «Ростехе» мотивировали отсутствием возможностей бюджета для выделения адресной помощи АвтоВАЗу. Как заявил господин Скворцов, в госкорпорации понимают, что «помощь должна быть оказана в целом российскому автопрому, и АвтоВАЗ может претендовать на ту часть ее, которая пропорциональна его доле рынка или его доле в экспорте». С другой стороны, о планах докапитализации компании за счет конвертации долга АвтоВАЗа в акции и внесения Renault дополнительных средств заявлял в июне «России 24» гендиректор Ростеха Сергей Чемезов.

 

По итогам прошлого года убыток Renault от АвтоВАЗа составил €620 млн, и в феврале французский автоконцерн отмечал, что «обсуждает с остальными акционерами возможность будущей докапитализации, которая может привести к консолидации предприятия Renault». Также в Renault заявляли, что в контексте докапитализации «ссуда и дебиторская задолженность АвтоВАЗа будут капитализированы и войдут в чистые инвестиции на 31 декабря 2015 года». При этом Renault был готов выдать АвтоВАЗу заем в на полгода под 11,5% годовых на 20 млрд руб. Этот вопрос был внесен в повестку собрания акционеров, но решение не было принято из-за отсутствия кворума (было зарегистрировано менее 50% акционеров—владельцев голосующих акций, не заинтересованных в сделке.

 

Также акционеры АвтоВАЗа одобрили возможность привлечения компанией кредитов у ВЭБа на сумму до 62 млрд руб. Срок действия этих сделок не должен превышать десять лет, ставка — 11% годовых.

 

Анастасия Веденеева