За рубежом выходцы из России редко достигают карьерных вершин, а в России за такими кадрами охотятся.
Кто такие «глобальные русские» и почему их ждут российские работодатели
Depositphotos.com

В 2013 г. Анна Чокина, ныне генеральный директор бренда L’Oreal Paris в российском подразделении L’Oreal, переехала из Лондона в Москву, оставив Prоcter & Gamble после многих лет работы. Она говорит, что не видела новых карьерных возможностей в Procter & Gamble, а в России ей предложили хорошую позицию в PepsiCo. Позже, уже в России, она перешла на работу в L’Oreal.

Пока мне все нравится, и я рада, что расту профессионально, – говорит Чокина.

Похожую историю рассказала «Ведомостям» директор по персоналу крупной российской компании. Эту должность ей предложили, когда она занимала аналогичную позицию в восточноевропейском подразделении международной парфюмерно-косметической компании. Решиться на перемены ей было нелегко: на предыдущем месте собеседница «Ведомостей» проработала 20 лет. Она вспоминает, что начальник крайне удивился ее решению и сказал, что готов предложить любые бонусы и позиции, лишь бы она не уходила.

Но я чувствовала, что нуждаюсь в новом опыте, и меня было трудно отговорить, – рассказывает она.

Она приняла предложение перейти на работу в России – и не пожалела.

 

Великий исход

 

Международные компании стали посылать своих российских менеджеров в загранкомандировки еще в 1990-х гг., едва выйдя на российский рынок. По мнению Константина Савкина, бизнес-тренера и автора семинаров для собственников и топ-менеджеров, они уже тогда задались целью заимствовать самые талантливые российские кадры, которые помогли бы им продвигать бизнес на развивающихся рынках.

 

Массовый исход российских управленцев за рубеж начался примерно в середине 2000-х гг., когда россияне почувствовали, что их знаний и навыков хватает для того, чтобы сделать приличную карьеру за рубежом, объясняет Сергей Булатов, партнер хедхантинговой компании Morgan Hunt Executive Search, которая базируется в Лондоне и трудоустраивает наших соотечественников и за рубежом, и в России. По всему миру, по его оценке, работает несколько десятков тысяч российских управленцев.

 

По данным Egon Zehnder, глобальные русские, как их называют в международных компаниях, работают в 50 странах в самых разных отраслях: на потребительском рынке, в розничной торговле, сфере услуг, фарминдустрии, телекоммуникациях, финансах, промышленном секторе. 66% российских топ-менеджеров, покидающих Россию, едут на работу в Европу, 25,3% – в Америку и только 4,4% – в Азию. Чаще их можно встретить в Великобритании и США (по 22,2% от общего количества российских топ-менеджеров, работающих в 25 компаниях потребительского сектора, которые опросила Egon Zehnder), а также в Швейцарии (16,4%), где находятся региональные и глобальные штаб-квартиры компаний. По словам Алексея Соколова, партнера Egon Zehnder и автора исследования, в этих странах россиянам работать интереснее всего, они рассчитывают получить там разносторонний и богатый опыт.

 

Egon Zehnder опрашивала в первую очередь представителей крупных потребительских компаний, уточняет Соколов, так как этот рынок в России был первым, куда пришли иностранцы. Много лет эти компании развивали и воспитывали российских управленцев, предлагая им международные карьеры в самых разных областях: в маркетинге, торговле, финансах, отделах по работе с персоналом.

Читать далее