Госдума одобрила запрет на исследование российской телеаудитории иностранными компаниями.
Иностранцы недосчитались российских телезрителей
Михаил Соколов / Коммерсантъ

Госдума приняла закон о запрете иностранным компаниям измерять российскую аудиторию, который также называют «законом против TNS». Крупнейший измеритель TNS Russia, работавший на рынке с 1990-х годов, может быть заменен недавно зарегистрированной «ВЦИОМ Медиа». Как поправки к законам «О СМИ» и «О рекламе» отразятся на рынке телерекламы — в материале «Газеты.Ru».

 

Документ, внесенный в Госдуму в начале июня депутатом от ЛДПР Андреем Луговым, дополняет закон «О СМИ» главой «Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)», а также вводит понятие телеизмерений. Автор законопроекта полагает, что данные о числе телезрителей способны оказывать влияние на формирование общественного мнения.

 

Норма законодательства предусматривает, что компаниям, работающим в области телеметрии, необходимо иметь соответствующую лицензию Роскомнадзора, получить которую могут лишь те компании, в которых доля иностранцев в уставном капитале не превышает 20%. Такие меры обусловлены «в целях обеспечения прозрачности и достоверности данных».

 

К 1 января 2017 года Роскомнадзору предстоит подготовить критерии для отбора компаний и их количество, которым в итоге разрешат работать в России. Кроме того, ведомство наделят правом лишать организации аккредитации на проведение измерений.

 

В первую очередь новое законодательство скажется на компании TNS, входящей в группу Kantar британского коммуникационного холдинга WPP и считающейся лидером телеизмерений в России.

В своей работе в каждой стране мы руководствуемся нормами локального законодательства. В ближайшее время мы оценим, как в дальнейшем построить работу компании в рамках принятого закона, — прокомментировал инициативу Госдумы CEO Kantar Эрик Салама.


В целом новое положение закона «О СМИ» стало продолжением документа, ограничивающего долю участия иностранцев в российских медиа. Норма вступила в силу 1 января 2016 года. Заняться реструктуризацией компаний пришлось таким холдингам, как Hearst Shkulev Media, Sanoma Independent Media, Conde Nast и CTC Media. Со многими компаниями еще в 2015 году Роскомнадзор проводил консультации со СМИ для понимания обновленного правового поля. Будут ли подобные меры применяться относительно TNS, не сообщается.

 

Один из собеседников «Газеты.Ru» на рынке выразил уверенность, что компания придумает способы для продолжения деятельности в России, так же как это сделали иностранные владельцы журналов и телеканалов.

 

Стоит отметить, что в настоящее время на российском рынке отечественного конкурента у TNS в исследовании телеаудитории нет. Так, в распоряжении TNS в 5,4 тыс. домохозяйств в 28 городах имеются пиплметры — специальные устройства, которые подсоединяются к телевизору. Они фиксируют, что и когда смотрели в семье по телевизору.

 

Незадолго до принятия законопроекта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) зарегистрировал компанию «ВЦИОМ Медиа» для подсчета телевизионной аудитории.

Читать далее