Подписан контракт на поставку 100 самолетов иранским авиакомпаниям.
Boeing начал торговать с Тегераном
Robert Sorbo/File photo / Reuters

Глава Управления гражданской авиации Ирана в воскресенье вечером сообщил о заключении контракта с авиастроительной корпорацией Boeing на поставку иранским авиакомпаниям 100 самолетов. Контракт оценивается в $17 млрд и делает Boeing крупнейшим американским торговым партнером Ирана. Ранее иранцы уже подписали предварительный контракт с Airbus на поставку 118 самолетов на общую сумму $27 млрд.

 

Как сообщил глава Управления гражданской авиации Исламской Республики Иран Али Абедзаде, его страна и американская авиастроительная корпорация Boeing достигли соглашения о поставке в Иран 100 самолетов. Сумма контракта предварительно оценивается в $17 млрд. Сделка должна быть еще одобрена американскими регуляторами, однако в том, что это случится, мало сомнений: в противном случае огромный рынок Ирана фактически окажется в руках главного конкурента Boeing европейского концерна Airbus, с которым у Ирана уже заключен контракт на покупку 118 самолетов на общую сумму $27 млрд.

 

Как отметил Али Абедзаде, из находящихся в распоряжении иранских авиакомпаний 250 самолетов замены требуют 230. В общей же сложности с середины января, когда с Ирана была снята часть международных санкций, Иран договорился о поставке около 200 самолетов с тремя западными производителями (Boeing, Airbus и ATR).

 

В настоящее время иранцы эксплуатируют 60 самолетов Boeing, большая часть которых была закуплена еще до исламской революции 1978 года.

 

Надо сказать, не все эксперты считают, что контракты на поставку самолетов в Иран, кем бы они ни заключались, будут исполнены. Причины не политические, а скорее экономические. Так, по словам Ричарда Абулафии, аналитика по вопросам авиации и космического пространства Teal Group, у Ирана просто нет денег на покупку самолетов.

Конечно, соглашение выглядит прекрасным, но в нем больше слов, чем денег,— цитирует его служба новостей катарского телеканала “Аль-Джазира”.— Множество финансистов не готовы финансировать поставки самолетов в Иран… Иранская модель экономики не выглядит как рецепт успеха.

Впрочем, другие наблюдатели, говоря о сделке, считают поставку самолетов едва ли не свершившимся фактом: ситуация с гражданской авиацией в Иране, десятилетиями находившейся под действием санкций и не получавшей не только новых самолетов, но и новых запчастей и даже экспертного обслуживания, настолько плачевна, что власти, скорее всего, пойдут на все, чтобы получить новые самолеты.