Нынешний экономический кризис продлится в России до конца 2019 года, считает большая часть россиян.
Потребители верят в долгий кризис
Александр Петросян / Коммерсантъ

Такие данные представила в своем исследовании "Затяжной спад в экономике. Что предпринимают потребители и бизнес в России?" компания PwC. 79% опрошенных сообщили, что кризис повлиял на них лично; более трети отметили, что их доходы сократились за последние 12 месяцев; 84% заявили, что начали принимать меры в целях сокращения своих расходов.

 

36% участников опроса сказали, что могут позволить себе намного меньше товаров и услуг, 52% стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары и продукты. Существенно изменилось и отношение людей к покупкам в кредит — подавляющее большинство (88%) опрошенных не планируют брать кредиты в течение следующего года. "Стремление населения экономно расходовать средства, судя по всему, переросло в устойчивую привычку, которая изменит потребительскую среду на многие годы вперед",— отмечает Мартайн Пейтерс из PwC.

 

 

Схожие результаты показал опрос представителей бизнеса — только 45% менеджеров считают, что экономическая ситуация улучшится в течение года. При этом более половины из них (55%) убеждены, что отрицательное воздействие рецессии на экономику будет более значительным, чем в период кризиса 2009 года. Хотя за последний год сокращение объемов выручки компаний замедлилось — в среднем оно составило 7% против 10-процентного спада в прошлом году, 67% респондентов отметили резкое падение общего рыночного спроса. В то же время компании отмечают рост издержек (90% респондентов по сравнению с 77% в прошлом году отметили рост расходов на материалы), несмотря на тренд оптимизации трат. Как сообщила большая часть опрошенных (67%), первыми под сокращение затрат, как и в прошлом году, попадают закупки. Однако, как отмечают авторы исследования, в этом году стали более популярными структурные и стратегические изменения. Пример такого решения — пересмотр всей цепочки поставок вместо снижения затрат на рекламу. Именно такие стратегии, указывают авторы доклада, позволят компаниям выжить в условиях "новой нормы", для которой характерны низкие темпы роста ВВП и более экономные покупатели.