Основной вклад в прирост взносов в 2015 году обеспечили страхование выезжающих за рубеж.
Россияне начали страховаться онлайн
Илья Питалев / Коммерсантъ

Темпы прироста взносов сегмента «директ-страхование» в 2015 году составили 17% и существенно опередили темпы прироста рынка страхования в целом (рост на 3,6% за прошлый год), пишут «Известия» со ссылкой на данные рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»). В абсолютных цифрах объем сегмента «директ-страхование» в 2015 году вырос на 1,2 млрд рублей и достиг 8,2 млрд рублей.

 

Основной вклад в прирост взносов в 2015 году обеспечили страхование выезжающих за рубеж (плюс 310 млн рублей), что произошло в основном за счет падения курса национальной валюты и удорожания стоимости полисов в рублевом эквиваленте, и ОСАГО (плюс 480 млн рублей). В 2015 году, по данным ЦБ, реальный курс рубля обесценился на 5,7% к доллару и на 6,6% к евро. Поскольку базовый набор полиса страхования по выезду за рубеж (ВЗР) включает в себя медицинские и медико-транспортные расходы, номинированные в инвалюте, то из-за обесценения рубля страховая сумма в рублевом эквиваленте также выросла. И это привело к росту стоимости страховых полисов.

 

Пока крупнейшие привлечения через Интернет приходятся на страхование автокаско (его доля по итогам года составила 31%), ДМС (19%) и страхование от несчастных случаев и болезней (16% за 2015 год). Однако, по мнению участников рынка, большое будущее у электронного ОСАГО: с 1 июля 2015 года компаниям разрешили их продавать онлайн, что уже выразилось в заметном приросте, а, согласно принятым поправкам в законодательство, с 2017 года ЦБ обязал всех страховщиков продавать полисы ОСАГО только в электронном виде.

 

Рост страхования напрямую можно легко объяснить. «Отсутствие посредника между страховщиком и клиентом, что позволяет сократить издержки и снизить стоимость полиса, а также необходимости личного посещения филиала или офиса делают «директ» привлекательным и удобным для страхователя», — говорит младший директор по страховым рейтингам RAEX Ольга Скуратова.

 

По ее мнению, в 2016—2017 годах на динамику сегмента «директ», помимо введения обязательной продажи е-полисов ОСАГО, окажет влияние расширение списка видов страхования жизни, по которым можно будет заключать договоры в электронном виде (закон уже одобрен Советом Федерации 15 июня 2016 года). Негативом может послужить сокращение турпотока за рубеж, однако компании здесь могут переориентироваться на продажу страховок для путешествий внутри России.

 

Пока доля директ-страхования невелика: в общем объеме страхового рынка она по итогам 2015 года составила 0,8% и за год прибавила 0,1 процентного пункта, указывает RAEX. Агентство уточняет, что объемы взносов по ОСАГО в сегменте «директ-страхование» оцениваются исключительно на основе анкет, предоставленных компаниями. По данным ЦБ, доля покрытия у интернет-страховок ниже — 0,3%, по итогам I квартала 2016 года она подросла до 0,35%.

 

Представитель ЦБ сообщил, что в основном через Интернет приобретаются недорогие полисы страхования выезжающих за рубеж. «Тем не менее мы считаем, что развитие электронного страхования является правильным и полезным направлением как для потребителя, так и для страхового рынка, — говорит представитель регулятора. — На наш взгляд, способствовать развитию этого канала будет в том числе и реализация принятых Госдумой законов — об обязательных продажах полисов ОСАГО, а также о заключении в электронном виде договоров пенсионного страхования и страхования жизни».

 

Немаловажную роль в развитии этого направления должно играть и само страховое сообщество, в том числе принимать меры, направленные на ускорение внедрения процесса реализации услуг в электронном виде, считают в ЦБ.