Эту привычку люди намерены сохранить и с началом экономического роста.
Российские потребители привыкли экономить из-за затяжного кризиса
Д. Новожилов / Ведомости

Доля потребителей, которые продолжат экономить и после улучшения экономической ситуации, выросла в 2016 г., говорится в исследовании PwC «Затяжной спад в экономике» (см. врез на стр. 18). Доля желающих не совершать импульсивных покупок увеличилась с 5 до 35%, пишет PwC, доля покупателей товаров под собственной торговой маркой (СТМ) ритейлера – с 10 до 30%; доля следящих за акциями и скидками – с 35 до 45%, доля поклонников более дешевых магазинов – с 15 до 20%.

 

Реальные доходы населения уменьшаются 18 месяцев подряд – такого не было с 1998 г. Доходы в 2015 г. снизились на 4,9% по сравнению с 2014 г., а в январе – апреле 2016 г. – на 4,7% в сравнении с январем – апрелем 2015 г. Рост доходов в 2017 г. возобновится, ожидает Минэкономразвития, но не превысит 1% в год до 2020 г. В 2010–2011 гг. реальные доходы росли на 4%, до 2008 г. – на 11–14% в год.

 

Текущий кризис более затяжной, чем кризис 2008 г., – тогда улучшение чувствовалось уже через год и все быстро вернулись к прежнему потреблению, говорит старший менеджер PwC Антон Задорожный.

 

В 2016 г. 79% опрошенных кризис затронул лично, к сокращению расходов прибегло 84% (плюс 5 процентных пунктов к 2015 г.). Более половины респондентов стали покупать меньше или начали покупать более дешевые товары ключевых категорий: продуктов питания, одежды, косметики и предметов личной гигиены.

 

 

65% респондентов тратят деньги рационально, не делают импульсивных покупок. 15% приучились покупать обувь и одежду по мере необходимости, но 30% хотели бы тратить больше на эти товары после кризиса. Уже можно говорить о формировании покупательской дисциплины, делает вывод PwC.

 

Потребители с пессимизмом относятся к перспективам выхода из кризиса и к собственному будущему, констатируют исследователи. На сей раз потребители предсказали, что кризис завершится не ранее 2019 г., в прошлом году – что к середине 2017 г.

 

Читать далее