Почему московские улицы часто перекапывают.
«Это провал менеджмента на уровне города»
Валерий Шарифулин / ТАСС

Вам кажется, что под окна вашего дома или офиса строители с отбойными молотками и тяжелая техника приезжают каждый год? Возможно, так и есть: по подсчетам Forbes, больше чем на 40% московских улиц, попавших в программу комплексного благоустройства «Моя улица» на 2015-2018 годы, дорожные работы за последние пять лет проводились два и больше раз, а на 20% — три и больше. Об этом говорят данные сайта госзакупок. Forbes разобрался, почему у московских властей не получается навести на улицах порядок раз и навсегда.

 

Конец мая. В столице по-летнему тепло, гуляющие горожане обходят строительные ограждения на Моховой. У ремонтников есть еще три месяца на благоустройство улицы, но посетители ресторана «Dr. Живаго» на первом этаже гостиницы «Националь» уже могут пройтись по новенькой широкой плитке, работы возле Кремля идут быстро.

 

Старая брусчатка – помельче и потемнее — упакована и пока лежит здесь же. Ею улицу замостили в 2013 году, когда на Моховой и на соседней Манежной площади обустраивали пешеходные зоны. Одновременно мостили Манежную улицу.

 

Через три года на Манежной и Моховой улицах снова ремонт: сужают проезжую часть, убирают коммуникации под землю, расширяют тротуары, укладывают еще более новую и красивую плитку. В завершение реконструкции здесь высадят деревья, чтобы шум машин не мешал пешеходам гулять. На этот раз благоустроят все Кремлевское кольцо, включая Кремлевскую набережную, Театральный и Китайгородский проезды, Охотный Ряд и еще несколько участков. Обойдется это в 2,6 млрд рублей.

 

Представитель комплекса городского хозяйства, который курирует программу «Моя улица», настаивает, что на благоустроенных ранее участках ничего переделывать не будут. Однако если взглянуть на схемы проектирования, становится ясно, что плитку на перекопанных участках Моховой укладывали и в 2013 году.

 

«Моя улица» vs плитка

 

Кто и почему год за годом вскрывает асфальт и мешает автомобилистам и пешеходам? В основном это подрядчики Комплекса строительства и Комплекса городского хозяйства Москвы и городских коммунальных служб — «Мосгаза», «Мосводоканала», «Мосводостока» и т. д. В 2014 году власти столицы решили объединить усилия многочисленных департаментов и служб: так появилась программа комплексного благоустройства «Моя улица».

 

В мае 2016 года Москву накрыла самая масштабная за последние пять лет волна благоустройства – в рамках очередного этапа городской программы «Моя улица» город потратит 22,4 млрд рублей, в прошлом году комплексное благоустройство обошлось Москве в 21,6 млрд рублей. Нигде в России такая программа не возможна: объем средств, вложенных в «Мою улицу», сравним с бюджетами российских городов-миллионников, резюмирует директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин.

 

Глава комплекса городского хозяйства, вице-мэр Петр Бирюков, ответственный за «Мою улицу», на пресс-конференции в марте объяснял, что выделенные на благоустройство средства – это лишь 1,4% всего московского бюджета (в 1,6 трлн рублей). «Расходы на благоустройство города — это не самая большая статья городского бюджета», — согласен мэр столицы Сергей Собянин (цитата по mos.ru).

«Моя улица» — это программа богатого города, который хочет быть красивым. Мы делаем это не потому, что голодны, это уже некоторое лакомство, — объясняет Блинкин.

В этом году в программу благоустройства попали среди прочего западная сторона Садового (от Смоленской площади до Долгоруковской улицы), Кремлевское кольцо, проспект Мира и Тверская улица. Все они и еще несколько десятков московских улиц пять лет назад уже ремонтировались в рамках другой нашумевшей программы: в 2011 году заступивший на должность мэра Сергей Собянин решил заменить вредный для здоровья и быстро изнашивающийся асфальт на более долговечную плитку. Это обошлось городу почти в 4 млрд рублей, новое покрытие должно было служить 25-30 лет.

 

Почему каток «Моей улицы» так мощно прокатился по собянинской плитке? Представитель комплекса городского хозяйства объясняет, что к одним и тем же улицам раз за разом возвращаются, чтобы создать максимально комфортные условия для пешеходов и обеспечить «единый архитектурный облик всех участков, находящихся в зоне визуального восприятия». Он подтверждает, что бетонную плитку, уложенную несколько лет назад, демонтировали, например с проспекта Мира, вывезли на склады и будут использовать для ремонта тротуаров «вне пределов центра столицы».

 

Новый Арбат также частично замостили плиткой в 2013 году (стоило это 18,2 млн рублей), а сейчас полностью реконструируют за 2 млрд рублей. В пояснительной записке к проекту автор — КБ «Стрелка» — пишет, что покрытие тротуаров снова в плохом состоянии: оно «не имеет целостного характера, на разных участках улицы оно выполнено из различных материалов — асфальтобетона, тротуарной плитки разнообразных форм и расцветок». Гранитная плитка, выложенная на Новом Арбате в прошлые годы, при реконструкции будет сохранена, заверил Forbes представитель комплекса городского хозяйства.

 

Второй раз рабочие пришли и на Арбатскую площадь: в 2013 году на территории, прилегающей к кинотеатру «Художественный», уже обустраивали пешеходную зону. Стоило это 88,5 млн рублей, еще 18,8 млн рублей тогда потратили на пешеходную зону на выходе из метро «Арбатская» на Воздвиженке. В 2016 году у метро снесли «самострои», а Знаменку, Воздвиженку, и прилегающие Крестовоздвиженский и Староваганьковский переулки включили в «Мою улицу». Стоить реконструкция будет уже 748,4 млн рублей. По словам представителя городского хозяйства, сделанное ранее не тронут, в порядок приведут лишь участок, освобожденный от незаконных построек.

 

Пять попыток на проспекте Мира

 

До старта «Моей улицы» в столице прошла еще более амбициозная реконструкция основных магистралей: Варшавского, Каширского, Ленинградского, Щелковского, Ярославского шоссе, Рязанского проспекта и шоссе Энтузиастов. Ею занимался Департамент строительства стройкомплекса Москвы. С 2011-го по 2014 год город потратил на реконструкцию почти 55 млрд рублей. Это время автомобилисты вспоминают как период сплошных пробок. В 2013 году, когда основные работы были выполнены, благоустраивать отремонтированные магистрали начал Департамент капремонта (ДКР), ведомство Петра Бирюкова.

 

Реконструкция Ярославского шоссе и проспекта Мира стройкомплексу обошлась в 8,1 млрд рублей, в 2013-м ДКР потратил на благоустройство еще 520 млн рублей. В сметах указано, что рабочие уложили плитку, заменили бордюры и озеленили улицу (за два года до этого, в 2011-м, на проспекте Мира укладывали плитку).

 

Но летом 2014 года ремонтники вернулись: на участке улицы от Садового до Третьего транспортного кольца «Мосводосток» устанавливал дождевую канализацию, подряд стоил 45,2 млн рублей. В смете снова земляные работы, разборка и установка бордюров. Представитель комплекса городского хозяйства сказал Forbes, что дождевую канализацию в 2014-м решили не ставить и ограничились чисткой колодцев.

 

«Это не наша тема», — ответил он на вопрос о том, как изменилась сметная стоимость объекта.

 

В 2015 году строительная техника снова вышла на проспект Мира – теперь начались работы в рамках «Моей улицы». На этот раз благоустройство обошлось в 1,7 млрд рублей, оно включало перенос коммуникаций, замену колодцев, плитки и асфальта, озеленение и даже установку уличных тренажеров.

 

В 2013 и 2015 годах работы на проспекте Мира в качестве подрядчика выполнял «Москапстрой» (50,33% принадлежит АФК «Система» Владимира Евтушенкова). В 2015 году компания конкурировала на тендере с фирмой «Магма-1», 25% которой сама же и контролирует. Зато «Магма-1» выиграла тендер на благоустройство Ярославского шоссе стоимостью 651,2 млн рублей (вторым участником тендера был «Москапстрой»).

 

Казалось бы, к концу 2015 года проспект и шоссе должны были облагородить окончательно. Но в декабре подрядчики выиграли новые заказы по благоустройству на этих улицах: «Москапстрой» почти за 300 млн рублей отремонтировал проспект Мира, а «Магма-1» за 250 млн рублей — Ярославское шоссе. Подрядчики исправляли прошлогодние ошибки: как писал РБК, в проектах реконструкции 2015 года не учли часть кабельных линий, для них пришлось строить еще один подземный коллектор. В АФК «Система» отказались от комментариев для этой заметки.

 

Такую же ошибку проектировщики совершили еще на десяти улицах: Люсиновской, Мытной, Большой Тульской, Павловской, Долгоруковской, Варшавском, Каширском, Подольском, Ленинградском и Можайском шоссе. На портале госзакупок размещено восемь тендеров на дополнительные работы стоимостью 2,6 млрд рублей. В 2015 году благоустройство на этих участках стоило больше 7,5 млрд рублей (без учета проектирования).

 

Как и в случае с проспектом Мира и Ярославским шоссе, подряды на повторное благоустройство получили компании, работавшие на этих улицах в 2015 году.

 

Все конкурсы были законными, а ФАС не выявила нарушений, настаивает представитель комплекса городского хозяйства Москвы. Необходимость дополнительных работ обсуждали с жителями близлежащих домов, утверждает он, добавляя, что новый этап благоустройства не дублирует сделанное год назад. По словам представителя ведомства, в этом году ремонтники не только ставили дополнительные коллекторы, но и приводили в порядок соседние дворы.

Московские власти ставят изначально нереальные сроки на благоустройство улицы «под ключ», отсюда ошибки: где-то ливневую канализацию забыли, где-то коллектор не учли, — жалуется сотрудник одной из компаний-подрядчиков. —Только проектирование может длиться полгода-год, а у нас проекты делают за пару месяцев.

Провал менеджмента

 

Основная цель масштабной программы «Моя улица» – выполнить работы комплексно и надолго, не устают повторять московские власти. Предполагается спрятать под землю провода, построить и отремонтировать коллекторы, водостоки, заменить водопроводы, газопроводы и тепловые сети. Но подземные работы «под ключ» на объектах «Моей улицы» в последние два года распределял не только ДКР, как было задумано изначально. Ремонтом сетей занимались принадлежащие городу компании и МУПы, деятельность которых тоже курирует вице-мэр Бирюков.

 

«Мосводоканал», например, в прошлом году ремонтировал водопроводы на Садовом и Бульварном кольце — на Садовой-Спасской, Садовой-Черногрязской улицах и на Рождественском бульваре. В 2017-2018 годах на северном участке Садового будут перекладывать остальные подземные коммуникации — уже по «Моей улице», на Рождественском бульваре работы уже идут.

 

Из базы данных госзакупок следует, что параллельно с «Моей улицей — 2016» «Мосводоканал» отремонтирует свои объекты на пяти улицах, включенных в программу: на Новинском бульваре, в Оружейном переулке, Смоленской площади, на Садовой-Кудринской и Садовой-Триумфальной улицах. Сумма контрактов по этим объектам 347 млн рублей. Кроме того, водопроводы чинят на Солянке, Гоголевском и Зубовском бульварах, Садовой-Каретной, Садовой-Самотечной, Николоямской улице, Самотечной площади, Большой Сухаревской площади, в Большом Ордынском переулке и на шоссе Энтузиастов. Благоустраивать их «под ключ» в рамках «Моей улицы», то есть перекапывать снова, будут в 2017-2018 годах.

 

«Мосводосток» устанавливает ливневые канализации одновременно с «Моей улицей» на пяти объектах: Малой Дмитровке, Никитском, Новинском, Тверском и Чистопрудном бульварах. На Малой Дмитровке, Садовой-Кудринской, Рождественском и Страстном бульварах благоустройство и ремонт газопроводов «Мосгазом» идут параллельно (сумма контрактов «Мосгаза» с подрядчиками по этим объектам 194,2 млн рублей). А вот на Петровке и Большой Полянке газопроводы починят в этом году, а благоустроят улицы в следующие два года.

 

Согласно проектно-сметной документации, ремонтники должны благоустроить территорию, на которой вели раскопки: положить асфальт или плитку, восстановить бордюры и газоны, а иногда даже озеленить территорию.

Мы же не можем оставить на дороге яму, там какое-то время будут ездить машины. Конечно, все закапываем и закрываем асфальтом, — удивился вопросу Forbes сотрудник компании «Универсалстрой», которая ремонтирует газопровод в районе Рождественского бульвара. — С «Моей улицей» мы друг другу не мешаем, они свое копают, мы — свое.

Через пару месяцев все это снова будет переделано: те же работы прописаны в технических заданиях по благоустройству в рамках «Моей улицы».

 

Представитель комплекса городского хозяйства не видит проблемы: замена газо- и водопровода проводится до начала работ по благоустройству, подрядчик устанавливает временное покрытие, которое затем заменят «на предусмотренное проектом работ в рамках программы «Моя улица».

 

Дорого ли стоит «временное покрытие»? Вот пример. Ремонт газопровода на Рождественском бульваре и в Варсонофьевском переулке «Мосгаз» разбил на несколько закупок на сумму свыше 130 млн рублей. Почти 50 млн рублей стоит подряд на восстановление дорожного покрытия, еще 34 млн – «сопутствующие работы»: разборка асфальта, восстановление газонов и пр. Обновят временное покрытие на предусмотренное проектом в рамках «Моей улицы» уже к сентябрю. «Работы по благоустройству и работы по замене газопроводов проводятся разными структурами, финансируются за счет средств разных городских программ и не могут быть включены в общий тендер», —  сообщила Forbes пресс-служба Бирюкова.

В Москве нет стратегической программы действий на долгосрочный период, в которой были бы скоординированы действия множества исполнительных органов и их подрядчиков, департамента благоустройства и капремонта и сетевых компаний, — объясняет исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. — У нас получается, что наступает лето, надо начинать работать, а планировать уже некогда. Это провал менеджмента на уровне города.

Некоторые инженерные работы по замене коммуникаций просто нельзя сделать без множественных раскопок, возражает Блинкин.

Часто эти инженерные вещи служат прикрытием каких-нибудь коррупционных схем, но каждый раз нужно копаться до уровня локальных смет, чтобы понять, кто прав, — уверен эксперт.

Представители «Мосводостока», «Мосгаза» и «Мосводостока» отказались отвечать на вопросы Forbes о координации действий с другими коммунальными службами и департаментами. Все вопросы они попросили адресовать в пресс-службу мэра Москвы Сергея Собянина, и в итоге отвечал на них представитель  комплекса городского хозяйства. Он сообщил Forbes, что ведомства и городские службы постоянно взаимодействуют друг с другом, согласуют сроки начала работ по замене коммуникаций, и что все они «нацелены на сокращение нецелесообразных расходов».

 

Тем временем работа на Рождественском бульваре кипит: в этом году Департамент строительства начал сооружать на нечетной стороне подземный коллектор стоимостью почти 300 млн рублей. Представитель стройкомплекса настаивает: с «Моей улицей» это никак не пересекается, потому что благоустройство в 2016 году коснется только четной стороны Рождественского бульвара. Достроят коллектор в мае 2017-го, сообщает информационный баннер на объекте. Тем же летом Рождественский перекопают снова: работы по благоустройству в рамках «Моей улицы» придут на нечетную сторону Бульварного кольца.