Они нанимают инженеров и менеджеров по продажам, технологов и сельхозрабочих, но предъявляют к сотрудникам особые требования.
Российский рынок труда уже ощущает влияние китайских работодателей
Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

В кадровом агентстве «Юнити» количество обращений от работодателей из Китая с 2013 по 2016 г. выросло в четыре раза, говорит Елена Тимошкина, руководитель группы подбора персонала. Китайцы, по ее словам, открывают бизнес везде – от Москвы до Дальнего Востока. Китайские компании стремятся занять ниши, которые раньше контролировали европейские производители: поставки автомобилей, строительной техники, приборов, охранных систем, промышленных роботов и комплектующих, перечисляет Тимошкина.

 

На заводы и в теплицы

 

Работать сейчас в России выгодно. Себестоимость производимой в России продукции примерно в 1,5 раза ниже, чем в Китае, – прежде всего за счет более дешевой рабочей силы: средняя зарплата российского рабочего составляет $300 – за такие деньги не согласится работать ни один специалист из КНР, говорит Алексей Петропольский, директор юрфирмы Urvista (занимается регистрацией китайского бизнеса в России и оформлением рабочих виз).

 

Кроме того, китайских бизнесменов в Россию влекут и более низкие издержки на логистику: возить товар в Европу дешевле, например, из Брянской или Смоленской области, нежели из Китая, поясняет он. Налоговая нагрузка в России меньше, чем в Китае, обращает внимание Петропольский. Согласно докладу Всемирного банка за 2016 г., подготовленному при участии PwC, общая ставка налогообложения в Китае составляет 67,8% от прибыли, тогда как в России – 47%; в Китае компании платят в совокупности девять видов налогов и сборов, а в России – семь. На подготовку документов для налоговых платежей в России уходит 168 часов, в Китае – 261 час, говорится в докладе.

 

Персонал активно набирают как уже работающие в России китайские компании, так и новые игроки, говорит Ольга Новикова, директор компании «Анкор. Высокие технологии». По словам Илоны Иванс, руководителя направления подбора персонала ManpowerGroup по России и СНГ, особенно много предпринимателей из КНР в телекоммуникационной отрасли – производство оптоволокна, телефонов, мобильных приложений и др., набирают персонал китайские софтверные компании. Один из крупных китайских работодателей – производитель телекоммуникационного оборудования Huawei Technologies, имеющий офисы в 11 городах России. В нашей стране давно ведется сборка некоторых китайских автомобилей – BAW, Сhery, Geely, Lifan и др. Рекрутинговая компания Kelly Services отмечает рост спроса на персонал со стороны китайских поставщиков автокомпонентов, собирающихся открыть заводы в России.

 

Нужны лояльные бессребреники

 

Китайцы очень придирчиво выбирают персонал, говорит Тимошкина. Они ищут менеджеров по продажам с опытом работы от трех лет, утверждает Новикова. Им также нужны инженеры по технической поддержке оборудования и программного обеспечения. Из-за подорожания доллара крупные дистрибуторы импортных товаров (прежде всего высокотехнологичного оборудования и программного обеспечения) сократили более 20% персонала, в том числе квалифицированных инженеров, техников и менеджеров по продажам. Их охотно нанимают китайские работодатели – на меньшие зарплаты, например за 80 000 руб. в месяц вместо 100 000 руб., которые, скажем, инженер прежде получал в российской компании, говорит эксперт.

 

Для китайцев главное требование к соискателям – верность компании, делится Новикова. По ее словам, идеальный кандидат для китайской компании – человек, проработавший у предыдущего работодателя не менее трех лет, знающий английский язык и готовый интенсивно трудиться за небольшую зарплату. Китайские работодатели не из тех, кто склонен много платить сотрудникам, говорит она. Российский рынок труда привлекателен для китайских компаний, потому что зарплаты здесь в среднем на $200 ниже, чем в Китае, отмечает Тимошкина. Знание китайского языка очень желательно. Так, по данным HeadHunter, количество вакансий для владеющих китайским языком увеличилось с 993 в 2011 г. до 3910 в 2015 г. Также потенциальный сотрудник должен принимать восточную корпоративную культуру, замечает Иванс. Китайцы соблюдают жесткую субординацию, поясняет Петропольский. Они не выстраивают доверительные дружеские отношения ни с партнерами, ни с сотрудниками, говорит юрист. По словам Иванс, рекрутеры, подбирающие сотрудника для китайской компании, тестируют кандидата на интеллигентность, соблюдение субординации, готовность к небыстрому и планомерному решению вопросов. Поэтому бывшие сотрудники международных компаний, работающих в России, часто не устраивают китайского работодателя, замечает она.

Читать далее