Экономический кризис догнал посткрымскую эйфорию.
Благосостояние граждан как условие величия державы
Денис Вышинский / Коммерсантъ

Экономический кризис догнал посткрымскую эйфорию: рассуждая о том, чего должна добиться Россия, чтобы считаться великой державой, респонденты ВЦИОМа поставили на первое место «обеспечение высокого благосостояния граждан». Важность двух привычно лидировавших признаков – развитой экономики и мощной армии – отступила.

 

Каждый четвертый уверен, впрочем, что Россия и сейчас уже великая держава, а каждый второй считает вероятным достижение этого статуса в ближайшие годы. Кризис способствует переосмыслению государственных приоритетов в сторону разумного сочетания вопросов активности России на международной арене и развития национальной экономики: население настаивает на большем внимании власти к проблеме материального положения граждан, отмечает социолог ВЦИОМа Михаил Мамонов.

 

То, что государственная социологическая служба зафиксировала только сейчас, независимые социологи наблюдают давно. Благополучие граждан как составляющая величия стабильно держится на первом месте в опросах «Левады». Но это не означает, что, по мнению граждан, хорошо можно жить только в великой стране или что без достатка нет великой державы, фокус-группы опровергают такую связку, говорит социолог «Левады» Алексей Левинсон.

 

Ключевыми факторами чувства принадлежности к великой державе были и остаются геополитика и военная мощь: как видно из опросов «Левады», пики великодержавности приходятся на моменты переживания Россией чувства триумфа в эффектных победоносных кампаниях вроде стремительной войны с Грузией, присоединения Крыма или операции в Сирии. И теперь с ощущением себя великой державой все хорошо, но на фоне подъема великодержавности стали заметнее проблемы с благосостоянием. Выход вперед фактора благополучия – это главным образом сигнал власти, чтобы та за великими делами не забывала и о нас, маленьких людях.

Читать далее