«Мосметрострой» выиграл тендер на 19,2 млрд рублей на строительство метро, несмотря на большие долги.
Деньги в землю: должники ВТБ разыграли крупный подряд
© Бустрен, 2015 г.

«Мосметрострой» построит станцию «Стромынка» Третьего пересадочного контура и перегонные тоннели стоимостью 19,2 млрд рублей, следует из материалов портала госзакупок. 4,3 км тоннелей стоят 11,6 млрд рублей, станция – 3,3 млрд рублей, еще 4,3 млрд рублей – укладка путей и внутренних сетей, вынос инженерных коммуникаций и прочие затраты. Сдать станцию нужно к Дню города в 2018 году.

 

Последний раз крупные подряды на метро «Мосинжпроет» разыгрывал в  августе 2015 года. Тогда два конкурса на сумму 26,2 млрд рублей тоже выиграл «Мосметрострой». Он строит 5,8 км Третьего пересадочного контура (ТПК) от станции «Нижегородская улица» до «Лефортово». Срок сдачи объектов – июнь 2018 года.

 

Победе «Мосметростроя» не помешала трудная финансовая ситуация, в которой он оказался. По данным СПАРК, выручка компании в 2014 году составила 28 млрд рублей, а кредиторская задолженность — 29,5 млрд рублей, чистый убыток — почти 850 млн рублей. Не исключено, что в компании сменился собственник. Как писал РБК, в конце 2015 года компания договаривалась с крупнейшим кредитором, банком ВТБ, о реструктуризации: 49% акций компании должен был забрать ВТБ, 49% осталось бы у действующего акционера совладельца «Трансмашхолдинга» Андрея Бокарева, а 2% отошло бы «Мосинжпроекту».

 

В мае чиновник московского правительства говорил Forbes, что реструктуризация завершилась без МИПа, и ВТБ забрал контрольный пакет. Это подтвердил источник, знакомый с положением дел в «Мосметрострое». Банк ВТБ не владеет пакетом компании, отрицает представитель ВТБ. Отношения с компанией строятся исключительно по схеме «заемщик-кредитор», пояснил он.

 

Единственным допущенным к тендеру конкурентом «Мосметростроя» была компания «Ингеоком» (она уступила по параметрам «опыт в строительстве метро» и «количество рабочих», но у нее лучше технике и деловая репутация, указано в протоколе). В марте «Ведомости» писали, что ВТБ консолидировал 55% главного конкурента «Мосметростроя» — «Ингеоком». 30% купила санкт-петербургская девелоперская компания «Ойкумена» и еще 15% получили топ-менеджеры «Ингеокома». То, что ВТБ забрал 55% «Ингеокома», подтвердил источник, знакомый с ситуацией в этой компании.

 

Другие участники, «Трансинжстрой» (крупнейший пакет — 38% — у Росимущества) и ИБТ, совместное предприятие «Мосинжпроекта» и украинского «Интербудтоннеля», не были допущены к конкурсу. Причина отстранения ИБТ — не была прошита заявка и отсутствовали подписи и печати на документах. «Трансинжстрой» указал в пояснительной записке, что готов построить станцию к 2022 году, а по условиям закупки сдать объект нужно до 31 августа 2018 года.

 

Заказчиком выступил городской инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» (МИП), который с 2013 года распределяет подряды на строительство метро. Представитель московского стройкомплекса (курирует «Мосинжпроект») пока не ответил на запрос Forbes. Представитель «Мосметростроя» в пятницу вечером не брал трубку.

 

Московские власти обещают построить 78 станций и 160 км линий метро с 2011 до 2020 год. Пока открыто лишь 18 станций.

 

«Мосметрострой» строит метро больше 80 лет, сейчас у компании крупнейший портфель заказов по строительству подземки в Москве – более 140 млрд рублей. Компания строит 8 станций и около 20 км тоннелей на Люблинско-Дмитровской линии и Третьем пересадочном контуре.