На фоне лоббистских усилий независимых производителей ФАС смягчила свою позицию по индексации тарифа на транспорт газа.
В ФАС уже допускают снижение тарифа на транспорт газа
Максим Кимерлинг / Коммерсантъ

Вчера глава службы Игорь Артемьев допустил, что после запланированного роста на 2% с 1 июля тариф может быть снижен с января 2017 года. По данным "Ъ", изменение риторики ФАС может быть связано с тем, что вице-премьер Аркадий Дворкович выступает за отказ от индексации тарифа, хотя окончательное решение и не принято. Правление ФАС должно еще раз рассмотреть вопрос тарифов 20 июня.

 

Независимые производители газа формально правы, требуя снижения тарифа на транспорт, но ФАС все же призывает в этом году повысить тариф на 1-2%, заявил вчера глава ведомства Игорь Артемьев. По его словам, в тарифной методике ставки увязаны с экспортной стоимостью газа, которая была низкой из-за падения цен на нефть, но теперь цены на нефть растут. "Как бы нам не пришлось заниматься идиотизмом, когда мы сейчас снизим тариф, а через два месяца будем повышать",— сказал глава ФАС (цитата по "Интерфаксу"). Прежде ни ФАС, ни независимые производители не использовали уровень цен на нефть в качестве аргумента. НОВАТЭК и "Роснефть" ссылались на сокращение инвестпрограммы "Газпрома" по развитию газотранспортной системы (ГТС) и считали неправильным постоянную переоценку основных средств ГТС и т. д. Кроме того, неясно, почему ФАС ссылается на экспортные цены, определяя тарифы для внутреннего рынка.

 

 

Напомним, что конфликт между ФАС, выступающей за умеренный рост тарифа на транспорт газа для независимых производителей, и несогласными с этим самими компаниями, поддержанными Минэнерго и Минэкономики, тянется несколько месяцев. Тариф должен быть повышен с 1 июля. Вчера Игорь Артемьев предложил, чтобы ФАС в сентябре вернулась к вопросу справедливости тарифа и, возможно, провела бы внеочередную индексацию или снижение тарифа с 1 января 2017 года. "Лучше это делать в сентябре на следующий год, а не отрезать сейчас",— пояснил он, добавив, что весь вопрос об изменении тарифа на транспортировку газа — "это буря в стакане воды, речь идет о 14 млрд руб. (в целом по системе.— "Ъ")". Прямые потери независимых в случае индексации тарифа на 2%, как предлагает ФАС, действительно невелики, но рост тарифа сократит их возможности конкурировать за потребителя с "Газпромом".

 

По данным "Ъ", постепенное изменение позиции ФАС связано с тем, что по итогам совещания у вице-премьера Аркадия Дворковича в прошлую пятницу чиновник высказался за отказ от индексации и сохранение текущих тарифов. Это нашло отражение и в протоколе по итогам совещания, но собеседники "Ъ" расходятся во мнении, было ли это поручение. Господин Дворкович обещал обсудить вопрос с первым вице-премьером Игорем Шуваловым (курирует ФАС), но итоги их вчерашней беседы остались неизвестны. В любом случае окончательного решения пока нет, полагают источники "Ъ", знакомые с ситуацией. Правление ФАС, которое уже дважды не смогло утвердить тарифы на транспорт газа, в следующий раз рассмотрит их 20 июня.