Претендент на первичное публичное размещение — микрофинансовая организация "Домашние деньги".
На российском микрофинансовом рынке назревает первое IPO
Олег Харсеев / Коммерсантъ

О том, что одна из крупнейших российских микрофинансовых организаций (МФО) "Домашние деньги" рассматривает вопрос выхода на IPO, свидетельствует факт ее обращения на Московскую биржу для проведения оценки компании на соответствие требованиям листинга (соответствующая документация есть в распоряжении "Ъ"). Сегодня экспертный совет биржи рассмотрит данное заявление. Если ответ будет положительным, это будет первый случай, когда российская МФО может предпринять попытку выхода на биржу, то есть провести IPO. В "Домашних деньгах" подтвердили наличие такого желания, но от подробных комментариев отказались. В рамках предполагаемого первичного публичного размещения "Домашние деньги" планируют привлечь до 5 млрд руб. на развитие "революционной технологии и новые проекты", следует из документов. При этом большую часть этих средств (3,75 млрд руб.) в случае удачи IPO компания планирует направить на разработку инновационных технологий и систему моментального кредитования через смартфоны.

 

По мнению инвесторов, перспективы размещения будут зависеть от самой компании. В последние годы розничные инвесторы достаточно прохладно относятся к IPO.

В основном это связано с двумя причинами: отсутствием ярких идей у компаний, выходящих на IPO, и умеренным скепсисом в отношении доходности и возможности эффективного выхода из таких инвестиций,— считает руководитель управления корпоративных финансов ГК "Финам" Игорь Белясов.

"Домашние деньги" в первом квартале 2016 года, по данным РСБУ, заработали 156 млн руб. Однако в 2015 году компания зафиксировала убытки в размере 482,5 млн руб. По МСФО компания пока не отчиталась.

 

Впрочем, привлечь средства "Домашние деньги" могут с помощью клиентской базы. "У компании хорошая база инвесторов, если провести правильную агитацию, то можно получить средства от них",— анализирует глава СРО "МиР" Андрей Паранич.

Норма закона, запрещающая МФО привлекать инвестиции физлиц в размере менее 1,5 млн руб. (как по договору займа), не распространяется на IPO, а следовательно, учитывая номинальную стоимость таких ценных бумаг, они могут быть более доступны физлицам,— говорит руководитель юридического департамента компании Carmoney Алена Кончукова.

Привлечь профессиональных инвесторов будет сложнее, считают участники рынка, но компании может помочь уже имеющийся опыт публичных заимствований: в 2012 году "Домашние деньги" первыми из российских игроков на рынке микрофинансирования выпускали облигации.

 

Тем не менее сумму, которую "Домашние деньги" рассчитывают привлечь с рынка, его участники сочли несколько завышенной.

В целом, если компания соберет свыше 0,5 млрд руб., это можно будет назвать успехом,— оценил Игорь Белясов.