Forbes выяснял, при каких условиях новый российский самолет, на который государство потратило 100 млрд рублей, сможет на равных конкурировать с Boeing и Airbus.
Новые русские крылья: оправдает ли МС-21 возложенные на него надежды
Сергей Мамонтов / РИА Новости

8 июня на Иркутском авиационном заводе состоялась презентация нового среднемагистрального российского самолета МС-21. В церемонии приняли участие несколько сотен человек, в том числе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, вице-премьеры Аркадий Дворкович и Дмитрий Рогозин, министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По словам руководителя разработавшей лайнер корпорации «Иркут» Олега Демченко, представленный самолет «займет достойное место на мировом авиарынке» и «будет лучшим в своем классе». Премьер-министр поддержал.

Нынешнее событие подтверждает, что мы способны такие машины создавать, которые продвигают вперед наше авиастроение и будут конкурировать с другими самолетами, — отметил Медведев.

Заявленные характеристики МС-21 действительно выглядят очень привлекательно:

 

1. Самолет находится в самой востребованной размерности на рынке: вместимость примерно на 10% выше, чем у конкурентов, причем без увеличения веса воздушного судна.

 

2. Повышенный комфорт: за счет увеличенного диаметра фюзеляжа (4,06 метра) МС-21 получил наиболее просторный салон. Ширина прохода между креслами составит 22,5 дюйма (57,2 см) против 19 дюймов у A320 и 20 дюймов у Boeing 737. Это позволяет пассажиру расходиться в проходе со стандартной сервисной тележкой во время раздачи напитков и питания. Проведенные натурные испытания показали, что за счет этого решения на 30% сокращается время высадки и посадки.

 

3. Технические решения в области аэродинамики, двигателестроения, самолетных систем и современных материалов: несмотря на больший диаметр фюзеляжа, МС-21 превосходит конкурентов по показателям аэродинамического качества на 5-7% за счет крыла из композиционных материалов. Удлиненное крыло 11,5 метров против 10-10,5 у современных самолетов) позволяет увеличить крейсерскую скорость и высоту полета при меньшем расходе топлива.

 

4. Экономный вес: по удельной характеристике величины максимальной взлетной массы, приходящейся на одно кресло, отечественный лайнер на 5-6% легче самолетов семейства Boeing 737NG и на 10-12% — самолетов семейства Airbus A320 neo. Благодаря весовому преимуществу обеспечивается не только сокращение расхода топлива, но и снижение издержек, связанных с оплатой аэропортовых и аэронавигационных сборов, привязанных к максимальной взлетной массе.

 

Согласно данным производителя, связанное с уменьшенным весом сокращение стоимости летного часа относительно конкурирующих продуктов, позволяет эксплуатанту получить дополнительную выгоду в размере до $8,5 млн за жизненный цикл лайнера.

 

5. Каталожная цена: планируется, что МС-21 будет стоить около $90 млн, то есть, на $20-30 млн дешевле, чем среднемагистральные аналоги Boeing и Airbus.

 

Есть лишь одно существенное «но». Пока МС-21 существует только в единственной версии, которую еще предстоит дорабатывать и испытывать в небе. Во время испытаний заявленные характеристики предстоит подтверждать.

 

Прошедшая в Иркутске презентация представляла собой всего лишь премьерный показ первого собранного для испытаний лайнера МС-21. Машину выкатили на тягаче, эффектно подсветили и дали посмотреть на нее только снаружи.

Говорить о том, что церемония — это какие-то потемкинские деревни нельзя, — считает присутствовавший на презентации руководитель аналитического отдела агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. — В кабине пилотов уже все полностью смонтировано, на самолете стоят двигатели, с которыми он начнет испытательные полеты, но внутри еще нет контрольно-записывающей аппаратуры, кроме того, сейчас еще идет доводка программного обеспечения.

Первый испытательный полет МС-21 состоится только зимой (в промежутке с декабря 2016 по февраль 2017 года). Если все испытания завершатся успешно, к концу 2018 года МС-21 должен пройти сертификацию. Представитель «Аэрофлота» сообщил Forbes, что тогда же авиакомпания должна получить первый самолет для эксплуатации.

 

«Аэрофлот» и «Иркут» согласовали предварительную компоновку пассажирской кабины МС-21, которая предусматривает 16 кресел бизнес-класса и 159 кресел эконом-класса. Данный показатель очень впечатляет, отмечает представитель авиакомпании, так как в текущей компоновке (175 пассажирских мест) у МС-21 всего лишь на 8 пассажирских мест меньше, чем у более вместительного Airbus A321. Помимо компоновки самолета компании работают над созданием на базе «Аэрофлота» тренажерной базы для подготовки будущих пилотов, бортпроводников и технического персонала.

 

Всего национальный перевозчик договорился о поставке 50 новых лайнеров, но точное время их получения в компании предпочли не раскрывать.

 

По всей видимости, потому что есть риск, что сроки поставки могут сдвинуться из-за непредвиденных обстоятельств, как это уже было в случае с поставками другого отечественного самолета Sukhoi Superjet 100, говорит собеседник Forbes, знакомый с договоренностями между «Аэрофлотом» и «Иркутом».

 

В новом среднемагистральном самолете с характеристиками, заявленными «Иркутом», заинтересованы многие авиакомпании, но большинство из них не будет рисковать раньше времени. Чтобы понять его реальные характеристики и реальную экономику эксплуатации, компании предпочтут дождаться первых полетов или даже начала коммерческой эксплуатации и лишь потом, ближе к 2019 году, примут окончательное решение о заключении контрактов на поставку МС-21, считает Пантелеев.

В практике гражданской авиации программа по запуску новых самолетов реально начинает дышать и они начинают стабильно продаваться и эксплуатироваться после того, как сделано первых 100 машин, — объясняет руководитель консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — До этого момента абсолютно для всех производителей это исправление ошибок, улучшение характеристик и доведение их до заявленного уровня. А дальше — кому как повезет.

Пока авиакомпании подписывают преимущественно только меморандумы о намерениях, а договоры о поставках заключают в основном лизингодатели: дочерняя структура «Ростеха» «Авиакапитал-сервис» (на 85 самолетов, из них 50 — для «Аэрофлота»), «Ильюшин Финанс» (на 50 самолетов), ВЭБ-Лизинг (30 самолетов).

 

«Иркуту» предстоит совершить еще много шагов для того, чтобы сделать коммерчески успешный самолет, но главный риск, с которым может столкнуться авиапроизводитель — недостаток финансирования программы по запуску самолета и недостаток финансовой поддержки потенциальных покупателей.

Ожидается, что программа МС-21 рассчитана на несколько десятков лет и после запуска серийного производства сможет выпустить около 1000 самолетов. Вопрос в том, хватит ли мощи российской экономики, ее банковской системы, чтобы профинансировать в виде кредитов поставку такого количества самолетов авиакомпаниям, которым он мог бы быть интересен по своим характеристикам, — поясняет Пантелеев.

По его мнению, если «Иркуту» после всех испытаний и запуска в эксплуатацию удастся не снизить планку по заявленным техническим и ценовым характеристикам и избежать проблем с недофинансированием, о которые ранее споткнулся производитель Sukhoi Superjet 100, самолет ожидает хорошее будущее.